Ольга Александрова
Мастер-класс для родителей «Игровые упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в процессе активного взаимодействия повышение компетентности родителей, участников мастер-класса, по освоению игровых упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Задачи:
дать представление о значимости чувства ритма для общего развития детей;
познакомить с некоторыми видами игровых упражнений;
дать практические знания и умения для выполнения игровых упражнений в домашних условиях.
Оборудование: демонстрационное – ноутбук, экран, колонки, USB-накопитель; организационное – столы (4 шт, стулья (5 шт); раздаточный материал: клавесы, ложки, стаканчики, камни, кастрюля, кубики, салфетки.
Ожидаемый результат: родители активно участвуют в практической части мастер-класса, проявляют интерес, желание использовать полученные знания и умения в играх со своими детьми в домашних условиях.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Ольга Юрьевна. Я работаю учителем-дефектологом в детском саду. И сегодня предлагаю Вам активно поучаствовать в мастер-классе «Игровые упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития. У моих воспитанников отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение координации движений глаз и рук, недостаточное умение координировать работу обеих рук, сочетать их движения, затруднение переключения с одного движения на другое, трудности в воспроизведении движений по образцу, снижение двигательной памяти, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук.
И для преодоления имеющихся у них нарушений и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса я в комплексе с другими методами использую игровые упражнения для развития чувства ритма.
Ритм окружает каждого человека и сопровождает нас везде. Это и внутренний ритм: биение сердца, дыхание, моргание, бодрствование и сон, работа ЖКТ и так далее. Это и природный ритм: смена частей суток, времен года, приливы и отливы. Это и социальный ритм: работа магазинов, движение транспорта, телевидение и прочее. Чувство ритма – это сенсомоторная (чувствительно-двигательная) врожденная способность каждого человека и отсутствовать оно не может, однако может быть на уровне скрытого потенциала, в неразвитом состоянии.
Чувство ритма — это сумма простых компонентов: ощущения времени, пространства, веса, объема.
Ощущение времени дает возможность человеку понимать, чувствовать своим телом, сколько действий он может выполнить в определенный промежуток времени. Если у взрослого или ребенка это ощущение не развито, в повседневной жизни он будет все время опаздывать или наоборот, постоянно приходить раньше. По той же причине кто-то постоянно спешит, а кто-то настолько медлительный, что едва успевает что-либо сделать. В связи с этим какому-то ребенку целесообразно чаще предлагать спокойные, медленные ритмы, а кому-то более быстрые.
Ощущение пространства - способность ориентироваться в мире вещей: адекватно воспринимать их величину, форму, взаимное расположение. Если у ребенка это ощущение нарушено или недостаточно развито, то он постоянно натыкается на предметы; сложно войти в дверь, не стукнувшись локтем; пройдя по комнате, часто роняет предметы или ударяется о стул, у него на столе, в шкафчике царит хаос.
Ощущение веса - это способность оценивать, каким весом или степенью выраженности обладает предмет или явление. От него в частности зависит, насколько хорошо человек владеет интонацией. Ребенку с неразвитым ощущением веса бывает сложно владеть собственной силой голоса, различать ударные и безударные слоги, распознавать интонацию других людей, что может привести к сложностям с овладением письмом в школе.
Способность соотносить размеры своего тела с границами окружающего пространства – это ощущение объема. Если она нарушена, человек, например, не может сделать какое-то широкое движение, хотя мышцы и суставы у него в полном порядке. Или настолько широко шагает и двигается, что его самого «ведет», шатает. У детей это затем сильно отражается на письме: например, ребенок пишет крошечные буквы или, наоборот, выводит по одному слову на целую страницу.
Развитие всех этих компонентов чувства ритма необходимо для гармоничного развития детей.
Все мы знаем, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра. И я в своей работе использую игры и игровые упражнения для развития чувства ритма, которые основаны на сочетании речи, движения, музыки и способствуют:
- формированию умения понимать собственное тело, развивают контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие;
- коррекции и развитию когнитивных способностей в целом: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения;
- развитию чувства времени, выработке оптимальной скорости реакций и действий;
- формированию умения выстраивать отношения в группе и снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Так для развития координации речи и движения я использую ритмодекламацию, то есть произнесение какого-либо текста, чаще стихов и потешек, на фоне ритмического сопровождения. При работе с детьми дошкольного возраста каждое слово, каждый слог или звук мы воспроизводим на фоне ритмично выполняемых звучащих движений: хлопки, притопы, щелчки и т. д. Таким образом ритмодекламация способствует выработке речевого дыхания, развитию дикции и выразительности речи.
Предлагаю нам выполнить ритмодекламацию всем известной народной распевки «Андрей – воробей» с хлопками на каждый слог:
Андрей – воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Стоп! Немного усложним и выполнять хлопки будем по груди и по столу, чередуя руки:
Не клюй песок,
Не тупи носок:
Пригодится носок
Клевать колосок.
У всех получилось? Тогда продолжаем.
Использование музыкальных инструментов (ложки, металлофон, бубен, барабан и т. д.) и различных природных и бытовых шумовых предметов (камни, шишки, стаканчики, кубики, кастрюли и т. д.) развивают не только слуховое восприятие, внимание, координацию движений с ритмом, но и воображение, мышление, в том числе нестандартное.
Предлагаю Вам поднять салфетки, взять лежащие под ними предметы и вспомнить или подумать, как можно извлечь из них звук.
Давайте послушаем каждого из Вас.
Предлагаю озвучить знакомый стишок: «По дорожке». При этом сначала мы извлекаем медленные и громкие звуки, затем быстрые, но тихие. Начинаем:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ! Топ, топ, топ!
Молодцы! У нас получилось контролировать силу и темп выполнения звуковых движений! И этот важный навык мы в игровой форме быстрее и проще можем сформировать или развить у наших детей!
Регулярно я использую в работе игры «Повтори за мной!», «Придумай ритм!», «Оркестр». В первой игре сначала отбиваем ритм в прямой видимости ребенка, а затем усложняем и отбиваем ритм за ширмой, за книжкой, под столом или отвернувшись, стимулируя слуховое восприятие. Слушайте внимательно и повторите за мной!
Молодцы!
Кто хочет придумать ритм, а кто повторить?
Отлично!
В третьей игре Вы сами, или совместно с ребенком, или ребенок самостоятельно придумываете, записываете ритм и дружно проигрываете. Посмотрите на экран: длинная линия – долгий, длинный звук, короткая линия – быстрый, короткий звук. Приготовились? 1, 2, 3…
У нас отличный оркестр получился! Вижу, что слуховое восприятие, функция самоконтроля у нас развиты! Легко ли подобное делать дома с ребенком?
Координационно-подвижные игры помогают детям нашим научиться ощущать свое тело и управлять им, через них происходит коррекция моторной сферы и психических функций: памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, и, конечно, эти игры способствуют формированию дружеских взаимоотношений между детьми и созданию позитивного эмоционального настроения.
Сейчас предлагаю выполнить игровое упражнение «Дятел» для развития чувства ритма, координации движений обеих рук, переключения с одного движения на другое. Давайте встанем в круг. Я даю каждому из Вас клавесы, с помощью которых мы будем отбивать ритм песни. Внимательно слушаем текст и на слова «И соседу передай!» берем обе палочки в правую руку и передаем соседу справа, при этом левой рукой берем палочки у соседа слева и продолжаем воспроизводить ритм. В конце песенки прокатываем клависы между ладонями. Готовы? Начинаем.
Молодцы! После выполнения несколько раз этой игры с передачей клавесов или других звучащих предметов вправо, мы меняем инструкцию и передаем предметы влево, тем самым пробуждая мозговую активность. Присаживайтесь на места.
Массаж и самомассаж развивает внимание, слуховое и тактильное восприятие, умение координировать свои движения с ритмом музыки или текста, а при коллективном выполнении способствует созданию доверительных взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Предлагаю выполнить небольшой самомассаж «Снежинки». Мы будем простукивать ритм пАльцами обеих рук одновременно на каждый слог. Но на последние две строчки будем выполнять поглаживающие движения по одной и другой руке поочередно на каждое слово! Приготовили свои красивые пальчики, начинаем!
Падают снежинки,
Легкие пушинки!
Падают на плечи,
Падают на ножки,
Падают на щечки,
Даже на ладошки!
Падают на грудку,
Падают на нос!
С Северного полюса
Ветер их принес!
Вдох через нос: сдуваем снежинки!
У-у-у-у!
Очень хорошо у нас получилось! Самомассаж помогает нам ощутить границы своего тела, а также происходит стимуляция тактильных ощущений, нормализация мышечного тонуса.
А сейчас предлагаю выполнить массаж «Дождик». Встаньте, пожалуйста, парами один за другим. Стоящий сзади будет выполнять массажные движения стоящему впереди партнеру. Посмотрите на движения наших рук построчно: одновременно кончиками пальцев обеих рук, кулачками, ребром ладони вертикально, ребром ладони горизонтально, ладонями, и поочередное поглаживание ладонями. Стараемся выполнять движения в соответствии с ритмом текста. Начинаем:
Дождик бегает по крыше,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
По веселой, звонкой крыше,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
Дома, дома посидите,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
Никуда не выходите,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
Почитайте, поиграйте,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте,
Бом, бом, бом! Бом, бом, бом!
Предлагаю поменяться местами в парах и повторить!
У всех всё получилось? Я вижу, что все получили заряд позитивных эмоций от такого взаимодействия! Присаживайтесь на места.
Таким образом, используя подобные простые игры и упражнения дома с детьми Вы поможете развитию у них умения чувствовать собственное тело, контролировать свои движения, их силу, скорость, координацию; дети станут более внимательными, быстрее будут запоминать и воспроизводить новую информацию; интерес и инициатива в общении со сверстниками и взрослыми возрастет.
Я приготовила для Вас чек-листы и рекомендую в рабочие дни выполнять хотя бы по одной игре или упражнению, а в выходные – все четыре вида, отмечая фломастером выполнение.
Пусть развитие наших детей будет гармоничным, разносторонним. Да и о себе не забываем: играем, удовольствие получаем от общения с ребенком, отвлекаемся от проблем, проводим профилактику когнитивных нарушений!
Интересен и актуален ли был наш мастер-класс для Вас?
Возможно ли использовать эти и подобные игровые упражнения дома, как Вы думаете?
А хлопните три раза те, кто будет это использовать дома со своим ребенком?
Я очень рада, что мастер-класс был интересен и полезен для Вас и хочу поблагодарить за активность, доброжелательность и настрой на дальнейшее использование полученных знаний! До свидания!