Ульяна Матвеева
Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста
1.«Похлопаем - потопаем»
Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что детям, услышав такой громкий звук, нужно топать ногами.
После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.
Публикация «Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который детям нужно повторить.
2. «Потерянные вещи»
«В городе открылся стол находок. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая вещь потеряна, как она называется, какого она цвета, формы и т. д. Сегодня у нас открылся стол находок: посмотрите, какие вещи здесь».
• Полностью описываются все признаки предмета;
• не расслышал, что пропало, но оно круглое, красного цвета резиновое (мяч);
• найти вещи, совпадающие с приметами имеющихся вещей только частично, дети решают, есть такая вещь или нет;
• названы несущественные приметы: «потерялся теплый и красивый шарф». Можно ли по таким приметам найти вещь, (ведущий помогает задать уточняющие вопросы, затем по точным данным вещь находится).
3. «Слово заблудилось»
Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.
• «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок. внучок)
• Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша. (каша, ложка).
• На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка,
• На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
• На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
4. «Будь внимателен к словам»
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображением дома, машины и др. предметные карточки. Ведущий читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенку необходимо встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили «свое» слово.
5. «Игра в кругу»
Если будет произнесено слово, обозначающее животное, детям нужно присесть, если растение - поставить руки на пояс.
6. Игры на восприятие звука.
• Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
• Научить слышать разные шумы, прислушиваться.
• Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат животные. шумят машины.
7. «Угадай, по описанию, о чем я расскажу тебе?»
Примеры: Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят
друг в дружке, а всего одна игрушка.
8. «Понимание текста»
Диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял
портфель, пошел в школу». Ребенка спрашивают о порядке действий Сережи.
9. Двигательный диктант (по шагам).
Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад.
10. Хлопни на слово.
Детям предлагается внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски — яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши). Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
11. Аленушка и Иванушка.
С помощью считалки выбираются двое игроков: мальчик и девочка. Мальчик будет Иванушкой, девочка — Аленушкой. Дальнейший ход игры напоминает собой «Жмурки». Иванушке завязывают глаза, и он должен найти Аленушку, идя на звук ее голоса. Задача Аленушки — не дать себя поймать. Остальные игроки становятся в круг, держась за руки. Иванушка и Аленушка становятся в центр круга: передвигаться они имеют право только внутри его пределов.
Иванушка ищет Аленушку так же, как в обыкновенных «Жмурках», но время от времени он спрашивает: «Где ты, Аленушка?», — на что Аленушка должна отозваться: «Я здесь, Иванушка». Когда Иванушка поймает Аленушку, они оба становятся в круг, а вместо них по считалке выбирают новых игроков.
12. Кто летит?
Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться ( например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
13. Угадай, кто я?
С помощью считалки определяется водящий игры, которому завязывают глаза. Остальные игроки становятся в круг (водящий в середину круга).
Игра начинается. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:
Мы идем, идем, идем,
Дружно песню мы пнем.
Только петь нам надоело -
Вот оно какое дело.
Ты, водящий, не зевай,
Нас по голосу узнай.
С последними словами стихотворения все останавливаются и поворачиваются лицом к водящему. Водящий одновременно со всеми тоже прекращает движение, и, таким образом, его рука будет указывать на кого-то из игроков, который должен сказать: «Угадай, кто я!» Если водящий правильно узнает игрока по голосу, то они меняются местами, если же попытка оказывается неудачной, водящий остается на своем месте, и игра продолжается, Абсолютного победителя в этой игре нет, так что играть в нее можно сколько угодно.
14. Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
15. Игра «Угадай-ка»
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
Дети прослушивают звучания. По команде логопеда («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.
16. Игра «Высоко – низко»
Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.
17. Игра «Тихо-громко»
Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.