Любовь Камалова
Занятие «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия для детей 4-5 лет».
Учитель – логопед Камалова Л. Ю.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Уши, органы слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Коррекционно – образовательные задачи: познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом; познакомить с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта); чтение сказки «О весёлом Язычке»; учить детей вслушиваться в окружающую речь и речь собственную; учить определять направление звука.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: игрушки, звучащие предметы (звонок, молоток, труба, трещотка и т. д., баночки с крупами, бубен, ширма, дудочка, колокольчик, губная гармошка, свистульки, металлофон); два стакана (пустой и с водой). Бегемотик «Жужа» (логопедическая игрушка с открывающимся ртом и подвижным языком)
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра.
«Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Логопед : - Сегодня на занятии мы с вами будем играть в разные игры и послушаем сказку о «Весёлом Язычке».
2. Дидактические игры.
Игра «Скажи, что ты слышишь?». Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, пение и т. д.).
Игра «Отгадай предмет по звуку?». Рассматривание предметов, лежащих на столе, прослушивание звуков, которые они издают, Логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «Узнай музыкальный инструмент» Предварительной рассматривание и прослушивание музыкальных инструментов, затем прослушивание и отгадывание их за ширмой.
Игра «Продавец и покупатель».
Один ребенок – продавец. Перед ним две (затем число их можно увеличить до пяти-шести, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука, соль, фасоль, рис, семечки и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Логопед, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и даёт возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
3. Физкультминутка: и г р а «Тихо – громко!»; и г р а «Найди игрушку».
Дети стоят полукругом. Логопед показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок уходит из комнаты, а в это время логопед прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громко, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.
5. Логопед предлагает детям послушать сказку М. Г. Генинг и Н. А. Герман «О Весёлом Язычке».
- Ребята, к нам в гости пришёл Бегемотик Жужа (вносится логопедическая игрушка с открывающимся ртом и подвижным языком). Давайте с ним поздороваемся. Он хочет вам показать сказку о «Весёлом Язычке». Я буду вам рассказывать сказку, а Бегемотик "Жужа" будет вам её показывать, так как у него есть «Весёлой Язычок».
"Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот.
Вот какой интересный домик был у "Веселого Язычка". Чтобы "Веселый Язычок" не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это небо. Просит погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показывает описанные упражнения).
Логопед: - Ребята вам понравилась сказка о «Весёлом Язычке»? На следующих занятиях мы с вами послушаем ещё много разных сказок о "Весёлом Язычке» и поиграем с ним. А наш Бегемотик "Жужа" будет всегда нам показывать разные упражнения с «Весёлым Язычком».
6. Итог занятия.