Ала Кожухарь
Игры на автоматизацию звуков, развитие слухового внимания и фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на автоматизацию звука, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Игры, проверенные временем.
Кожухарь А. учитель-логопед МБДОУ №58 «Белочка» г. о. Мытищи
Игра «Лисья школа». Звук С.
Часть 1. «А ты так можешь?»
Цель: закреплять умение четко произносить звук С в словах.
Публикация «Игры на автоматизацию звуков, развитие слухового внимания и фонематического восприятия» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Летела мимо леса сорока и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне (Ребенок называет.) Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чем это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и четко говорить звук С. Какой звук? (Ребенок отвечает.) Скажет лиса какое-нибудь слово, а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег». И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст». Лисята повторяют. Как? (Хвоссст, - называет ребенок.) «Усссы», говорит лиса. И лисята произносят: … Как?
Игра продолжается. Взрослый просит ребенка повторять слова (со звуком С, которые произносит лиса. Важно проследить, чтобы ребенок четко, протяжно произносил в данных словах звук С.
Часть 2. «Умеете ли вы слушать?»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Утром прилетела сорока на поляну, а лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас, - говорит лисятам лиса, - я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук С, поднимите свои лапки. Что вы должны услышать? (Отвечает ребенок.) «Еще раз напоминаю», - говорит лиса, - вы поднимете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук С. Какой звук? (Ребенок повторяет.) А если в слове звука С нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Ребенок отвечает.) И вот лиса стала называть слова: сахар. Надо поднимать лисятам лапку?
Используются слова как со звуком С (стол, часы, куст, так и без него (дерево, трава). В ходе игры следить за реакцией ребенка на каждое названное слово. Если ребенок затрудняется ответить, повторить слово так, чтобы ясно слышался отрабатываемый звук.
Игра «Зоина семья». Звук З.
Часть 1. «Покупки»
Цель: закреплять умение четко произносить звук З в словах.
Вечером Зоина мама пришла домой с покупками. Она купила много разных вещей себе, папе и маленькой дочке Зое. Дочке она купила маленький зонтик, а себе большой … Что? (Если ребенок не называет, то взрослый сам договаривает.) Зонт. Еще она купила для цветов маленькую вазочку, а себе большую … Что? («Вазу», - договаривает ребенок.) В выходной день папа, мама и Зоя собирались в лес за грибами, и мама принесла Зое маленькую корзиночку, а папе купила большую … Что? («Корзину», - договаривает ребенок.) когда покупки были разложены на столе, папа спросил Зою, что мама купила ей, что себе, а что ему. Какие предметы купила мама?
Часть 2. «Отгадай, кому что подарили?»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
У Зои есть маленький братик. Зовут его Вова. Когда у Зои был день рождения, к ним пришли гости. Они принесли подарки не только Зое, но и маленькому Вове: зайчика, медвежонка, козочку, котенка и другие игрушки. Зоя никак не могла догадаться, какие подарки гости принесли ей, а какие Вове. А мама говорит: «В имени Зззоя есть звук З, и тебе, наверное, принесли такие игрушки, в названии которых есть этот звук». – «Ты права»,- сказал папа. – Пусть Зоя назовет игрушки и скажет, в каких из них слышится звук З. Зоя стала перечислять: «Зайчик, ведерко, козочка …». Затем подумала и сказала: … Что сказала Зоя? В названии каких игрушек есть звук З? какие игрушки получила Зоя?
Для игры используются игрушки или картинки.
Игра «Умный мишка». Звук Ц.
Часть 1. «Что взял мишка?»
Цель: закреплять умение четко произносить звук З в словах. Развивать зрительное внимание, память.
Для игры потребуется 3-4 предмета или игрушки (картинки, в названии которых есть звук Ц.
Взрослый называет предметы и кладет их на стол. Предлагает ребенку запомнить их. «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Что взял мишка?» (показывает мишку). Мишка будет играть с нами. Ты закроешь глаза и отвернешься, а мишка в это время возьмет со стола какой-нибудь предмет. Когда я тебе скажу, ты откроешь глаза, посмотришь на стол и скажешь, какой предмет взял мишка.
Можно спросить, для чего мишке понадобился взятый предмет. Следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звук Ц.
Часть 2. «Есть звук или нет?»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Взрослый показывает мишке два предмета (игрушки, картинки). «Это чашка, а это блюдце», - говорит взрослый. В каком слове есть звук Ц? «В слове блюдце есть звук Ц»,-отвечает взрослый за мишку. Далее взрослый обращается к ребенку, предлагает назвать предметы, а затем определить, в названии какого предмета есть звук Ц.