Мурчина Надежда Валерьевна
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать?
Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке. Без слухового внимания невозможно овладеть речью и понимать её.
Дети, имеющие речевые проблемы имеют недостаточно сформированную реакцию на звучание предметов, затрудняются в различении неречевых звуков, звучании музыкальных инструментов, часто нарушено чувство ритма. Но это поправимо! Игры на развитие слухового внимания помогут в этом.
Публикация «Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитое слуховое внимание поможет в дальнейшем избежать проблем при усвоении школьной программы.
1. Игра «Найди игрушку»
Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
2. Игра «Узнай по звуку»
Ведущий за ширмой производит различные шумы: перелистывает книгу, переливает воду из стакана в стакан, рвёт или мнёт лист бумаги, стучит предметом о предмет, звенит монетками и т. п. Играющие на слух определяют, какой именно звук прозвучал.
3. Игра «Найди пару»
У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
4. Игра «Что звучит?»
Вариант 1
Взрослый за ширмой производит игру на различных музыкальных инструментах (металлофон, бубен, колокольчик, треугольник и т. п.)Играющие на слух определяют-какой музыкальный инструмент прозвучал.
Вариант 2
Детям предлагается рассмотреть предметную картинку, где у животных и людей –контуры музыкальных инструментов, прослушать различные музыкальные инструменты и «вернуть» играющему тот музыкальный инструмент, который был услышан и подходит к его контуру.
-«У играющих в оркестре потерялись музыкальные инструменты. Послушай, что звучало и верни этот музыкальный инструмент на своё место».
5. Игра «Магазин»
Один ребенок – продавец. Перед ним коробки и в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
5. Игра «Сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.
7. Игра «Где позвонил колокольчик»
Водящий закрывает глаза, а взрослый звонит колокольчиком. Колокольчик может прозвонить наверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Ребёнок на слух угадывает, где позвонил колокольчик.
8. «О чём говорит улица?».
Предложите ребёнку послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы.
Список используемой литературы:
1) Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1/ Сост. О. В. Епифанова-Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
2) Кириллова Е. В. развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. -М. :ТЦ Сфера, 2010