Светлана Касимцева
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте в старшей группе.
Тема: «развитие слухового внимания и фонематического восприятия».
Цель: Учить детей различать неречевые звуки по силе, высоте, тембру; различать по тембру голоса людей. Учить детей сравнивать слова по звучанию, дать представление о том, что слова звучат по разному и похоже. Познакомить детей со звучащим словом, дать представление о многообразии слов. Развивать чувство ритма.
Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе „Развитие слухового внимания и фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование:
звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой, бумага, молоток, погремушка, ширма.
Сигналы: красные и зеленые круги по 12 штук, картинки (банан, шапка, санки, бублик). Иллюстрация сказки «Три медведя», фишки,мяч.
Предметные картинки: замок, пила, бусы, коза, ракета, ворона, трактор, труба, мышка, шишка, котенок, ваза.
Ход занятия.
1 организационный момент.
Вокруг нас много звуков и все они по-разному звучат.
- Вспомните, какие звуки вы слышите в природе? (ветер, дождь, комар, жук и др.).
Звуки бывают громкие и тихие.
- Назовите громкие звуки: гром, звук работающего трактора…
- Назовите тихие звуки: шелест листвы, журчание ручейка…
- Вспомните сказку «Три медведя». Каким голосом говорил медведь – папа, когда увидел свою миску, произнесите (грубым, толстым голосом).
Каким голосом говорила медведица (средним).
Каким голосом спрашивал медвежонок (писклявым, тоненьким).
2. Игра «Отгадай предмет по звуку».
- Рассматривание предметов, прослушивание издаваемых ими звуков.
- Отгадывание предметов по издаваемым за ширмой звукам (шуршание бумаги, стук молотка, звук пустого и полного стакана, звук льющейся воды, звук погремушки).
- Проговаривание предложений:
Шуршит бумага
Стучит молоток
Гремит погремушка
Звенит стакан пустой
Звучит полный стакан
3. Назови предметы вокруг нас.
Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине и слове. Таня сказала слово «бегемот», а Вова сказал слово «попугай». За названные слова дети получают фишки.
Слова звучат по разному. Одни слова звучат звонко: заноза, злюка, забияка.
Другие громко: дракон, гром. Друг.
Третьи тихо: пушок, утенок, хомяк.
Дети самостоятельно определяют,как звучат слова на предметных картинках.
А еще можно одно и тоже слово произнести громко и тихо. ( Дети самостоятельно пробуют: пила, жук, лейка)
4. Бывают слова, которые звучат похоже, но они совершенно разные.
Воспитатель бросает мяч и называет пару слов, ребенок повторяет и возвращает мяч обратно.
Тень – день Бинт – винт
Папа – баба Том – дом
Пока – бока Кол –гол
Торт – порт том – ком
5. Игра «Верно или нет?».
У детей 2 кружка (зеленый и красный). Если услышите правильное название того, что изображено на картинке, то поднимите зеленый кружок. Если неправильно – красный.
Выставляется картинка – банан. Воспитатель громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАНАН, ПАМАМ, БАНАН, БАМАМ
6. Есть слова – друзья.
Воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок называет слово –друга и возвращает мяч.
Палка – галка Дочка – бочка
Стол – пол Катушка – подушка
Печка – свечка Флажок – пирожок
Мишка – книжка Гости – кости
Игра «Кто скажет дальше».
Договаривание рифмы в стихах А. Барто, К. И. Чуковского, С. Михалкова и загадок – добавлялок.
Предложения: Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему….(бока).