Светлана Пушкина
Дидактические игры как средство развития связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство развития связной речи детей
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов-нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактором является и то, что игра-это упражнение по формированию самостоятельности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
Публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи детей» размещена в разделах
По определению Л. С. Выготского, игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше себя самого».
Дидактические (или обучающие) игры занимают ведущее место на коррекционно-развивающих занятиях, которые проводит учитель-логопед для детей дошкольного возраста. Игровые методы обучения помогают раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия и познать окружающий мир. Дидактические игры расширяют кругозор детей, формируют определённые умения и навыки, развивают внимание, память, речь, мыщление, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также развивают мотивацию учебной деятельности.
Предлагаемые игры являются базовыми и могут быть использованы на любом лексическом материале.
Их можно дополнить, развить, разнообразить с учётом поставленной цели, достижения желаемого результата.
Картотека игр для развития
словарного запаса.
1 «Отгадай загадку»
Задачи: расширение и активизация словарного запаса, развитие внимания. мышления, памяти, речи.
Оборудование: картинный материал по одной лексической теме
Ход игры
Педагог читает загадку. Ребёнок её отгадывает и выбирает соответствующую картинку-отгадку. Затем педагог задаё т уточняющие вопросы: как ты догадался? Почему ты так решил? Что помогло тебе догадаться?
После обсуждения ребёнок вешает картинку на доску. Педагог загадывает следующую загадку.
2 «Самый внимательный»
Задачи: расширение и активизация словарного запаса, развитие внимания, памяти, мыщления, речи, зрительного восприятия, графо-моторных навыков.
Оборудование: карточка с наложенными изображениями предметов по изученной ранее теме.
Ход игры
Педагог просит детей внимательно посмотреть на карточку и найти спрятанные картинки. Затем найденный предмет ребёнок обводит по контуру любым цветным карандашом. После того как ребёнок обвёл предмет, педагог задаё т уточняющие вопросы: Как ты догадался? Почему ты так решил?
3 «Назови одним словом»
Задачи: расширение и активизация словарного запаса, развитие внимания, мышления, речи.
Оборудование: карточки с изображениями предметов по изученной ранее теме (например, «Овощи», карточки с цифрами.
Ход игры
Педагог просит перечислить все предметы на карточке, затем назвать всё одним словом (овощи)
Игру можно усложнить. На стол положить карточки с цифрами вверз, ребёнок берёт карточку и называет столько овощей. Сколько написано на карточке ( например 3: ребёнок называет ещё три овоща)
Картотека игр для формирования
грамматического стоя речи.
1 «Посчитай»
Задачи: формирование грамматического строя речи (закрепление умения правильно согласовывать существительные с числительными)
Оборудование: карточки с изображениями предметов.
Ход игры
Ребёнок выбирает карточку и называет, сколько на карточке предметов.
Например: один воробей-две синицы-пять ворон.
2 «Прятки»
Задачи: формирование грамматического строя речи (закрепление навыка образования притяжательных прилагательных, развитие внимания, мышления, речи.
Оборудование: сюжетная картинка, карточки-вкладыши.
Ход игры
Педагог предлагает ребё нку рассмотреть сюжетную картинку с наложенными карточками-вкладышами Затем спрашивает: «Чей хвост? «Чья голова» и так далее.
После ответа педагог открывает карточку-вкладыш. Когда все карточки будут открыты, можно перейти к составлению рассказа по картине.