Асият Махмудова
Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС «Звездочка»
Интегративно – коммуникационный проект
Во 2 младшей группе
Проект : «Дидактические игры как средство развития речи»
Г. Новый Уренгой. Воспитатель
Махмудова. А. Б.
Интегративно – коммуникационный проект
Во 2 младшей группе № 1
В 2018 г.
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи»
Публикация «Проект во второй младшей группе „Дидактические игры как средство развития речи“» размещена в разделах
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культурно сообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Вид проекта : интегративный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный (январь, февраль,март 2018г.).
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Актуальность: Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Ведь именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов. Монологическая речь – это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Цель: повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Задачи:
- обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
- активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
- обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
- способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Гипотеза: если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Коммуникация»
• развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
• практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Социализация»
• развитие игровой деятельности;
• формировать умение оценивать работу товарища;
• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
• развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье»
• развивать координацию речи с движением;
• формировать речевой выдох;
• развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познание»
• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Этапы проекта :
I этап – проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
2 этап – практический: введение в организованно-образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и направлениям речи, консультации с родителями, создание картотеки и дидактического материала родителями совместно с детьми.
Формы организации совместной деятельности с детьми
Форма организации Сроки
Развитие речевого дыхания :
1. Игра «Когда это бывает?»
2. Игра «Чей пароход лучше гудит?»
3. Игра «Пускание корабликов»
4. Игра «Чья птичка дальше улетит?» октябрь
Развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха:
1. Рассказ «Песня-песенка»
2. Игра «Кто внимательный?»
3. Сказка «Поспешили-насмешили»
4. Игра «Угадай, кто сказал» ноябрь
Дидактические игры :
1. «Назови одним словом»
2. «Четвёртый лишний»
3. «Отгадай предмет по названию его частей»
4. «Угадай игрушку» декабрь
Дидактические игры :
1. «Кто больше увидит и назовёт»
2. «Олины помощники»
3. «Что изменилось?» январь
Дидактические игры :
1. «Скажи какой?»
2. «Картинки-загадки»
3. «Прятки»
4. «Разбуди кота» февраль
Дидактические игры :
1. «Садовник и цветы»
2. «Кто больше действий назовёт»
3. «Назови три слова»
4. «Почтальон принёс открытку» март
Дидактические игры :
1. «Закончи предложение»
2. «Буратино-путешественник»
3. «Сорока»
4. «Козлята и волк» апрель
Дидактические игры :
1. «Доскажи словечко»
2. «Угадай игрушку» май
Формы организации совместной деятельности
1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)
• «Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
• «Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
• «Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
• «Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
• «Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
• «Курочка-рябушечка» : Ход игры :
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка» :
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
1. Активация словаря (декабрь-февраль)
• «Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).
• «Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).
• «Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).
• Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).
• «Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).
• «Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).
• Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).
• «Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).
• «Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);
• «Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).
• «Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);
• Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).
• «Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).
1. Развитие связанной речи (март-май)
• «Один-много» : найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).
• «Ласковые слова» : Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);
• «Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.).(Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);
• «Кошкин дом» : Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
• «Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).
• «Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).
• «День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).
• «Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).
• «Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).
• «Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)
Работа с родителями
Форма работы Сроки
1. Консультация «Игры дома для детей – как организовать домашний досуг для ребёнка?»
2. Консультация «Игра и её роль в развитии ребёнка» октябрь-ноябрь
1. Оформление родительского уголка «Волшебный мир игры»
2. Фотовыставка «Я и моя любимая игра» ноябрь
Фоторепортаж «Как мы играем дома» декабрь-апрель
Круглый стол «С ребёнком дома играем – речь развиваем» январь
Фоторепортаж «Как мы играем в детском саду» февраль
Изготовление дидактических игр март-апрель
Выставка и презентация дидактических игр, изготовленных родителями для детей май
III этап – заключительный: презентация дидактической игры, изготовленной родителями; создание картотеки дидактических игр по развитию речи.
—Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр. —В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи. —Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
— В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОС); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
—В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
—В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми раннего возраста.
—В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.
—Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т. д.)
— Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).
Литература
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
5. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.