Шепарова Татьяна
Дидактические игры как средство повышения интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Много лет в своей работе с детьми с системными нарушениями речи я использую авторскую программу обучению чтению Резниченко Т. С.
И каждый раз убеждаюсь в ее эффективности, в том, что, по словам Т. С. Резниченко, «детям с нарушениями речевого развития (в той же мере, как и детям с нарушениями слуха) письменная речь позволяет на основе более сохранных зрительных и зрительно-пространственных высших психических функций развить более слабые вербальные функции (переработки слуховой, кинестетической информации и серийной организации речи)» [4].
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Темочки
В данной программе используются две методики: обучение чтению целыми словами и обучение слоговому чтению. Методики зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности в 1993 г.
Разработан учебный комплект, в который входят «Занимательный букварь»; рабочие тетради «Я запоминаю слоги» (приложение к занимательному букварю) и аудиокурс.
Тем не менее всегда есть дети, которым нужен дополнительный дидактический материал, стимулирующий интерес к чтению. Потому что при длительном выполнении заданий в одной модальности у детей начинают нарастать затруднения. В этом убеждают исследования современных нейропсихологов, в частности Н. М. Пылаевой. [1].
За годы работы по этой программе у меня появились свои игры, которые я использую при обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи в дополнение к основному учебному комплекту. Эти игры способствуют повышению интереса к чтению, формируют осознанность чтения и создают положительный эмоциональный настрой.
Дидактическая игра «Флажки»
Цели: Закрепление зрительного образа слогов, чтение слов, составление слов из слогов.
Описание пособия: цвет флажков и букв соответствует «Занимательному букварю», на флажках с одной стороны написаны слоги, с другой пришита липучка.
На стене приклеена длинной дорожкой вторая часть липучки. На нее будут крепиться флажки.
Можно использовать магнитную ленту.
Ход игры: В зависимости от цели даются три варианта заданий.
• Для закрепление зрительного образа слогов ребенку предлагается прочитать,
написанные на флажках слоги и повесить флажки на дорожку.
• Логопед составляет слова и вывешивает флажки на дорожке. Ребенок читает слова.
• Ребенок самостоятельно составляет слова, используя предложенные флажки.
Дидактическая игра «Найди картинку».
Цель: Формирование навыка осознанного чтения.
Описание пособия: 2 вида карточек на одних нарисованы картинки, на других написаны слова.
Ход игры: ребенку предлагается прочитать слово на карточке и выбрать из двух картинок подходящую к слову.
Дидактическое пособие «Книжки -малышки».
Цель: Формирование навыка осознанного чтения.
Описание пособия: Маленькая книжка, страницы в которой разрезаны на две части. На нижней части страницы написаны слова, на верхней нарисованы картинки.
Ход игры: ребенку предлагается прочитать слово и найти нужную картинку на верхней части листа.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: Формирование навыка чтения, стимуляция интереса к чтению.
Описание пособия: Домик, сшитый из двух частей. На верхней стороне вырезаны 4 окошка и 4 дорожки.
Карточки для дорожек, на них написаны слова. Карточки для окошек, на них нарисованы картинки.
Ход игры: Логопед вставляет карточки в домик. Картинки закрываются полоской бумаги. Ребенок читает слова, логопед открывает картинки.
Дидактическая игра «Слоговое домино».
Цель: Формирование навыка чтения, стимуляция интереса к чтению.
Описание пособия: карточки, на которых с двух сторон нарисованы части двух картинок. Под ними написаны слоги: слева второй слог в слове, справа первый.
Ход игры: Начинается игра с карточки со звездочкой. Она расположена слева. На правой стороне карточки часть картинки. Ребенок подбирает карточку со второй частью картинки, собирает её, читает слово.
И так по цепочке до конца игры. В эту игру можно играть вдвоем.
Опыт работы по программе Т. С. Резниченко показывает, что обучение чтению должно выступать в качестве необходимого компонента логопедических занятий с детьми с системными нарушениями речи.
По мнению Т. С. Резниченко «обучение чтению способствует преодолению наиболее устойчивых нарушений речевого развития: облегчает усвоение звуко-слоговой структуры слов, служит накоплению опыта использования грамматических категорий, способствует развитию связной речи и осознанию языковых явлений» [4].
Литература.
1. Пылаева Н. М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. психология. 1995. – №3.
2. Резниченко Т. С. Говорить, читать, писать: что сначала, а что потом? / Логопедия, 2007, № 3
3. Резниченко Т. С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. – М., 2007.
4. Резниченко Т. С. Обучение чтению и активизация познавательной деятельности / Логопедия сегодня, 2008, №1
5. Резниченко Т. С. Учебный комплект: Занимательный букварь; рабочие тетради (приложение к занимательному букварю). – М. : «Издательство ГНОМ», 2018.