Наталья Васильевна Фулавкина
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.
3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Участники: педагоги
Форма проведения: мастер – класс
Ход мастер-класса:
Слайд №1
Выход под веселую мелодию
Публикация «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но всё равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось. Можно начать.
- Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам вместе со мной выполнить два упражнения и подумать, что они развивают?
- Предлагаю подняться и на месте выполнить первое упражнение. Внимание на экран!
Слайд №2 (На экране отрывок из фильма «Джентльмены удачи»)
Коллеги повторяют.
- Спасибо. Прошу присесть на свои места.
- Второе упражнение. (Лист бумаги)
(Заранее в залу, фокус – группе, жури раздать белые листы)
- Уважаемые коллеги, у некоторых из вас есть лист бумаги. Возьмите лист бумаги правой рукой. Вы будете мять бумагу, следуя моим инструкциям.
слайд № 3 (под мелодию из фильма «Операция Ы»)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
Вопросы залу:
- Итак, коллеги, как вы думаете, что развивают эти упражнения?
(данные упражнения развивают моторику)
Слайд №4 (Что такое моторика?) -Верно, моторику.
Слайд № 5- Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Различают крупную и мелкую моторику.
- Как вы думаете, 1 упражнение какую моторику развивает? (крупную)
Слайд №5Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны …. – все это относится к крупной моторике.
- А 2 упражнение? (мелкую)
- Крупная моторика – это основа. Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Слайд №5Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
-Давайте узнаем, почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук.
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки! И что как не игры и упражнения являются важной частью работы по развитию мелкой моторики.
Слайд №6-Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить одно пальчиковое упражнение. «Мышка»
(Показываю)
Сначала на одной руке : мизинец и указательный палец согнуты - это ушки. Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. А теперь на другой.
- Легко или трудно было сразу выполнить это упражнение?
- Почему? (п. ч. слабо развита мелкая моторика)
- С данной проблемой, как слабо развитая мелкая моторика, я столкнулась с детьми младшего дошкольного возраста.
Слайд №7
- Поэтому тема моего мастер – класса «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей».
- Сегодня я хочу поделиться с вами своими находками по данной теме, поучаствовать в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Объяснение задания фокус-группам
- Итак, фокус-группы. У вас на столах лежат инструкции и материал для выполнения дидактического пособия. Используя их, выполните задание.
(фокус-группы приступают выполнять задания «Птица из ткани в технике оригами»).
Слайд №8 птичка-невеличка - Фокус-группам необходимо выполнить птицу из ткани в технике оригами. Наполнителями птицы будут служить различные крупы.
фокус-группы работают
- С введением ФГОС образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
- Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Слайд №9 с выдержками из ФГОС
- Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с такими проблемами детей, как:
слайд с диагностикой №10
-слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинал капризничать, у него ухудшалось настроение.
- Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель:
Слайд№11 с целью и задачами
развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
- По теме «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей» я работаю углубленно третий год.
В своей работе я использую различные способы, игры и пособия для развития мелкой моторики у детей.
Слайд №12 видеоролик
- Моя развивающая среда периодически пополняется пособиями и играми фабричного производства, а также играми, которые сделаны своими руками:
(Фотографии)
Слайд №13- Это бизиборд, веселая ладошка, пирамидка
Слайд №14-сенсорный цветок, занимательное ведерко, накорми поросенка.
Слайд№15- веселая гусеница, придумай узор, игры с прищепками.
Слайд№16 - мягкие пазлы, многофункциональное солнышко, разноцветная змейка
Слайд №17-18- заплатка из пуговиц, шнуровки, многофункциональный куб и многое другое.
- Данные игры развивают не только мелкую моторику, но и логическое мышление.
- Фокус-группы готовы. Предлагаю выйти и показать всем, какие замечательные птички-невелички у вас получились. Повторяем вместе со мной.
(фокус-группы презентуют работы. Подходят ко мне слева и справа)
Слайд № 19Звучит видео музыка «Птички-невелички»
1. Вот летали птички,
птички-невелички.
Все летали, все летали –
крыльями махали.
2. На дорожку сели,
зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю –
как я зернышки люблю
3. Перышки почистим,
чтобы были чище.
Вот так и вот так,
чтобы были чище! .
4. Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам. когда музыка стихла.
слайд № 20 (Звучит запись собаки)
Я беру игрушку собачку и говорю,
-А собачка прибежала
И всех пташек распугала.
И сейчас каждой птичке-невеличке нужно найти себе пару в зависимости от наполнителя!
Ищут пару
Вопросы фокус-группам:
- Уважаемые коллеги, скажите, каким образом вы смогли найти себе пару? (по наполнителю) Какой наполнитель у вас? (спрашиваю у пар)
- Каково назначение наполнителя в птичках?
- Как можно использовать данное пособие в работе с детьми?
слайд №21 - Подведё м итог: почему так важно развивать мелкую моторику?
слайд №22 Сенсорное пособие «Птичка-невеличка» с удовольствием используется в работе с детьми с целью организации групповых и индивидуальных игровых ситуаций.
Уважаемые коллеги, я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Рефлексия
Сейчас я предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево. Если вам мой мастер-класс понравился, прикрепите птичку на дерево, если нет – под дерево.
- Почему вы прикрепили птичку на дерево?
- Я очень рада, что могу участвовать на таком мероприятии, поделиться своими находками, посмотреть другие мастер классы.
И в завершении я предлагаю, посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисменты. Слайд №23 «Спасибо за внимание»!