Приложение МААМ

Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет

татьяна сигитова
Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6-7 лет

Подготовила

Сигитова Т. В

Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6-7 лет

Публикация «Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Ведущей деятельностью в дошкольном периоде, по мнению психологов, является игра. Посредством игры ребенок познает окружающую действительность. Мотив игры заключается в ней самой, ребенок играет, потому что для него это интересно.

Дидактические игры - эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования. Такие игры развивают речь детей, активизируется и пополняется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение и умение выражать свои мысли. Таким образом, дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности словообразовательных навыков, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизируется словарь детей 6-7 лет. Расширяет знание детей об окружающей их предметах и явлениях.

Дошкольную игру отличает сочетание самостоятельности и свободы с обязательным следованием игровым правилам. Все игры обладают общими чертами: дети сами определяют тему игры, строят ее сюжет, распределяют роли. Благодаря такой организации игры, она способствует развитию творчества, фантазии, самостоятельной активности детей.

В игре имеют возможность проявиться и формироваться все стороны психической жизни личности. Игра способствует повышению умственной активности, что позволяет решать все более трудные задачи. Посредством практического применения закрепляются полученные знания, умения. Игра несет в себе воспитательные функции: приучает к дисциплине, подчинению правилам для достижения общей цели.

Педагоги характеризуют дидактическую игру как познавательную деятельность, которая направлена на воспитание познавательных способностей. Также наиболее ярко в процессе игры проявляется речь. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

Нельзя переоценить роль в развитии речи дидактических и образных игрушек. В процессе словесных игр дети научаются давать описание предметам, характеризовать их свойства и отличия, учатся мыслить о вещах, с которыми производят действия. Поэтому основным требованием к речевым играм является то, что дети должны сами говорить и слышать, обращенную к ним речь.

Теория и практика дидактической игры разрабатывалась в исследованиях З. М. Богуславской, Л. А. Венгера, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко. Отметим, что некоторые из них характеризуют игру как средство закрепления знаний, умений и навыков, а другие считают игру одной из форм обучения, образовательным средством. Такие взгляды на игру определяются в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой детский сад: дать детям не только определенный объем знаний, но и научить ими пользоваться, развивая самостоятельность, активность и мышление.

А. И. Сорокиной дидактическая игра определяется как познавательная игра, которая направлена на углубление, систематизацию, расширение знаний об окружающей реальности, познавательное воспитание и развитие.

А. В. Запорожец указывал на то, что роль дидактической игры состоит не только в усвоении некоторых умений и знаний, но и в общем развитии познавательных способностей.

А. В. Менджерицкая говорит о том, что суть дидактической игры состоит в решении детьми умственных задач, которые предлагаются им в игровой занимательной форме, самостоятельно ищут решение, преодолевая при этом определенные трудности. Умственная задача при этом воспринимается ребенком как игровая, практическая, что способствует повышению активности познавательных процессов.

Особая роль в создании современной системы дидактических игр принадлежит Е. И. Тихеевой, которая разработала ряд игр по ознакомлению детей с окружающим и развитию их речи. Разработанные ею игры связаны с наблюдением за действительностью и всегда сопровождаются словом. Развитие речи дошкольников, независимо от их возраста, всегда было в центре внимания Е. И. Тихеевой. Причем речевое развитие она рассматривала в неразрывной связи с другим сторонами формирования личности ребенка.

Согласно ее утверждению, речь является обязательным спутником всех действий, которые совершает ребенок; каждый навык, который усваивается ребенком, должен закрепляться словом. Наиболее ярко проявляется речь в игре и через игру. Между речью и игрой имеется двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте могут создаваться с помощью слова целые игровые эпизоды.

Как считает В. С. Мухина, игра от каждого играющего ребенка требует определенного уровня развития речи в общении. Если ребенок не может внятно высказать свои пожелания относительно игры и плохо понимает товарищей по игре, то они с ним не смогут играть, он будет им в тягость.

Характеризуя игру, как основной вид деятельности дошкольника, Е. И. Тихеева указывает на то, что именно в игре ребенок накапливает значительный опыт. Для ребенка игра является мощнейшим стимулом проявлять речевую самостоятельность, что должно использоваться для развития речи детей.

Е. И. Тихеева сделала вывод о важности организации игровой обстановки в стимулировании деятельности детей и развитии из речи, предоставляя им при этом соответствующие игрушки, предметы, которые и будут питать деятельность и способствовать развитию речи. Также ею подчеркивалось роль взрослых в детском развитии. Она говорила о том, что воспитателю не нужно ограничиваться ролью организатора обстановки и подбором материала для игры, он должен и сам быть заинтересован игровым процессом, давать детям, связанные с ситуацией, новые слова и выражения, тем самым влияя на обогащение их словаря. Играя, ребенок непрерывно использует речь, даже если играет один.

Ф. А. Сохиным отмечается большое влияние на развитие речи в процессе игры специальных занятий с игрушками. Создающаяся в игре возможность для совместной деятельности и переживаний способствует установлению контакта между ребенком и взрослым. Главным обращением к взрослому во время игры, которое способствует развитию речи, является обращение по поводу самого процесса игры и способов действия с игрушкой.

Как утверждает Е. И. Тихеева, некоторые игрушки значительно стимулируют проявления речи детей. К ним относятся игрушки, которые изображают одушевленные предметы: людей, животных. Наиболее эффективной в этом плане является игра в куклы. Также автор указывает на необходимость наличия в детском саду дидактической куклы.

С. Л. Новоселовой дидактическая игра рассматривается в качестве эффективного средства ознакомления с окружающей реальностью и обучения языку. В соответствии с используемым материалом, среди дидактических игр выделяют игры с игрушками и предметами, словесные, печатно-настольные.

С. Л. Новоселова особую роль отводит словесным дидактическим играм в развитии речи детей. В процессе такой игры ребенок учится мыслить о тех вещах, с которыми на данный момент он не совершает действий, которые он не воспринимает непосредственно. И таким образом игра учит решать задачи с опорой на представление о предметах, которые были восприняты ранее.

По утверждению А. К. Бондаренко, в процессе словесной игры ребенок учится отгадывать по описанию, самостоятельно описывать предмет, дифференцировать сходства и отличия, группировать по свойствам, признакам, находить аналогии, самому придумывать рассказы, включая в них «небылицы» и т. д.

В словесных играх посредством игровых действии формируется умение прислушиваться к звукам, развивается слуховое внимание; многократное повторение звукосочетаний дает возможность упражняться в правильном звукопроизношении. Детям необходимо слышать речь, которая обращена к ним и говорить самим. Словесные игры и занятия способствуют пассивному накоплению слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Происходит это за счет воспринимаемой ребенком речи. Поэтому педагогу не стоит произносить много лишних слов, но и скупиться на слова тоже, лишая ребенка восприятия содержания слова, которое обуславливает стимулирование их собственной активности в речевой деятельности.

Проводят с детьми словесные игры и упражнения : «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало и т. д.

Все вокруг нас трудятся. Название профессий (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик.

Чинит часы… (часовщик).

Дома строит (строитель).

Чинит сапоги (сапожник).

Работает в библиотеке (библиотекарь).

В игре «Кто он такой» учатся дети образовывать существительные от глаголов. Пример: он много работает. Он (работник). Много-много говорит. Он (говорун). Если он за всех заступается, он заступник. И т. д.

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительных женского рода. Он летчик - я тоже (летчица). Он умник – я тоже (умница). Он плясун – я тоже плясунья.

Детей 6-7 лет учат подбирают однокоренные слова (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад).

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов – ее (-ей, - е -, - те : чистый, чище, более чистый.

Очень важно проводить упражнения:

на образование прилагательных от основ существительных: Какое варенье из малины? (малиновое, из клубники? (клубничное, из смородины? (смородиновое);

на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности) :

В доме жила коза. Чей дом? (Козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий). В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий). Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный);

на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Хорошо прыгает (прыгун). Катается на лыжах (лыжник) и т. д.

Учитывая растущее у детей осознание своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Почему ее так назвали? (Рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна (Выжимает сок).

Дидактические игры, посвященные грамматическому строю речи, формируют у детей орфографическую грамотность, умение слышать звучащую речь, навыки правильного словообразования и морфемного анализа слова.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для.

Дидактические игры для детей 3–4 лет как средство воспитания Дидактическое пособие «Сенсорная книга» Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Дети в возрасте.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Дидактические задания с использованием конструктора Lego как средство развития синтаксической стороны речи у детей 5–6 лет ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж» Исполнитель: Бекмементьева Марина Сергеевна студентка 441 группы Специальность 44.02.01 «Дошкольное.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детейДидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; 2. Поделиться с педагогами своими.

Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Статья Словесно-дидактические игры как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. «Единственная настоящая роскошь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет
Опубликовано: 29 января 2019 в 11:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем татьяна сигитова (УИ 1766346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД