Галина Астапенко
Семинар-практикум для воспитателей «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей к физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение и последующее применение спортивных игр и упражнений в практической деятельности воспитателя.
Задачи:
Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению спортивных игр и упражнений в ДОУ;
Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
План проведения:
1. Ознакомление с темой семинара
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Спортивные игры как средство повышения интереса у детей к физической культуре“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Сообщение ««Спортивные игры — как средство повышения интереса у детей к физической культуре»»
3. Мини мастер-класс «Техника передачи - ловли мяча, ведению мяча»
4. Практическая работа воспитателей
5. Итог семинара, рефлексия
1. Ознакомление с темой семинара
Уважаемые коллеги, мы начинаем работу нашего семинара. Тема нашей сегодняшней встречи «Спортивные игры – как средство повышения интереса у детей к физической культуре».
2. Сообщение «Спортивные игры – как средство повышения интереса у детей к физической культуре»
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде.
Спортивные упражнения носят циклический характер и способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость.
Также занятия спортивными упражнениями помогают детям полнее познавать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др., приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда и др.
Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.
В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста, «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку.
Эстафеты для дошкольников – это подвижные спортивные игры. Эстафеты для дошкольников могут проводиться для детей и их родителей. Сами по себе эстафеты для дошкольников представляют соревнования, в которых участвуют 2 или более команд. Эстафеты для дошкольников бывают: простые, с определенными препятствиями, парные и др. Какими бы не были эстафеты для дошкольников, они всегда плодотворно влияют на настроение детей.
На самом деле, эстафеты для дошкольников – это огромное поле для вашей фантазии. Можно сообразить огромное множество эстафет и конкурсов для дошкольников. Сами же дети признаются, что эстафеты для дошкольников лучшая забава.
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.
Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками спортивных упражнений и научился играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять эти умения во время прогулок.
В июне, мае и сентябре можно кататься на велосипеде, играть в бадминтон и настольный теннис. В октябре - ноябре и в марте - апреле использовать элементы футбола, баскетбола, прыжки через скакалку, упражнения с мячом и обручами. В декабре - феврале - ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры в снежки, хоккей на снегу без коньков.
Однако здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (ст. 18 п. 1 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительного делового контакта с родителями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей и педагога. Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
3. Мини мастер-класс «Техника передачи - ловли мяча, ведению мяча»
Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя руками.
Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.
Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.
Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча двумя руками произвольным способом.
Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
Ведение мяча вокруг себя.
Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
4. Практическая работа для воспитателей
А сейчас я предлагаю несколько практических упражнений:
№ 1 Сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание: вам необходимо заполнить табличку «Спортивные игры и спортивные упражнения»
Итак, спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
Карточка – задание №1
Заполните таблицу, используя предложенные варианты: ходьба на лыжах, баскетбол, бадминтон, катание на велосипеде, катание на санках, хоккей, катание на коньках, футбол, плавание, скольжение, городки, настольный теннис.
Спортивные упражнения Спортивные игры
№2 Второе задание – карточка, «Усложнение спортивных содержания упражнений по возрастам»
С какого возраста вводятся спортивные упражнения? (2 мл гр.)
А с какого возраста начинаются спортивные игры? (ст. гр.)
Карточка – задание №2
Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.
Спортивные упражнения 2 мл. гр. средняя старшая подг. гр.
СКОЛЬЖЕНИЕ
• скользить самостоятельно по ледяным дорожкам
• скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослого
• скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом
• скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения
Карточка – задание №2
Заполните таблицу: Отметьте, какой возрастной группе принадлежит перечисленные спортивные упражнения.
Спортивные упражнения 2 мл. средняя старшая подг. гр.
КАТАНИЕ НА САНКАХ
• скатываться на санках с горки, поднимать-ся с санками на гору, тормозить при спуске
• катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки
• поднимать во время спуска заранее положенный предмет; выполнять разнообразные игровые задания; участвовать в играх с санками
• катать друг друга, кататься с горки по двое; выполнять повороты при спуске
№3 Третье задание – карточка, распределите виды спортивных игр по возрастам.
Карточка – задание №3
Заполните таблицу, используя предложенные варианты: 1)элементы баскетбола, 2)бадминтон, 3)элементы хоккея, 4)элементы футбола, 5)городки, 6)элементы настольного тенниса.
Старшая группа Подготовительная группа
5. Итог семинара, рефлексия. Если вам понравился сегодняшний семинар, и вы взяли что-то из него для себя, я очень рада этому, если вам это было уже знакомо, то повторить еще раз, это тоже хорошо. На этом наша встреча окончена. Спасибо за внимание.
Библиография:
1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З. И. Берестовой. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
3. Интернет ресурсы.