Приложение МААМ

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников

Кантюкова Юлия Николаевна
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка включённости в неё, определённые способности к коммуникации. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.

Публикация «Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Актуальность формирование речи в дошкольном возрасте – одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь – одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также всестороннего развития. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Задачи подобрать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей, на воспитание звуковой культуры речи. Формировать разговорную (диалогическую) речь детей. Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать свои мысли. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому мы использовали в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Покатаем брёвнышки», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Загони мяч в ворота», «Ветерок» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.

Большое внимание в своей работе уделяла развитию мелкой моторики рук, пальчиковой и артикуляционной гимнастике

Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, уделяла дидактической игре. Учила детей выделять звук. Играла с детьми в такие игры: «Заводные игрушки», Подскажи кукле звук» и др.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Основные направления работы: Обогащение словаря детей именами существительными – учила детей обобщающим словам, называнию детенышей диких и домашних животных и птиц и образованию новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Обогащение словаря глаголами – учила детей называть способы передвижения разных животных, называть действия, которые совершает тот или иной предмет.

Обогащение словаря именами прилагательными – учила называть вкус продукта, вводила в речь детей прилагательные-антонимы («скажи наоборот»). Обогащение словаря наречиями проводила путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т. д. Все эти игры не только значительно обогащают словарный запас детей, но и дают начало развитию его наблюдательности над словами.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».

С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.

Игры — типа «Чудесный мешочек» используется во всех возрастных группах.

- Игры с куклой. Основная цель этих игр — закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать» Такие игры, особенно в младших возрастных группах рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

- Дидактические игры на различение каких — ни будь деталей, на различение или сравнение каких — либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дети младшего дошкольного возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, в играх «Что в мешочке», «Спрячь шарик в ладошках», «Что изменилось» и др. Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются.

А так же использование дидактических игр в режимном моменте.

Значимость речи в жизни дошкольника - Общение с взрослыми - Получение информации - Приобщение к деятельности - Овладении нормами поведения

Вывод: Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Фотоотчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников»Фотоотчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Моя тема по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников» Актуальность выбранной темы:.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников» .

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детейДидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей Цель и задачи: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; 2. Поделиться с педагогами своими.

Методический семинар «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников» МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ «Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников» «Ум – это не сосуд,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 18 января 2019 в 13:10
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кантюкова Юлия Николаевна (УИ 1561919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД