Кантюкова Юлия Николаевна
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка включённости в неё, определённые способности к коммуникации. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность формирование речи в дошкольном возрасте – одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь – одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также всестороннего развития. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Задачи подобрать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей, на воспитание звуковой культуры речи. Формировать разговорную (диалогическую) речь детей. Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать свои мысли. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому мы использовали в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Покатаем брёвнышки», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Загони мяч в ворота», «Ветерок» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.
Большое внимание в своей работе уделяла развитию мелкой моторики рук, пальчиковой и артикуляционной гимнастике
Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, уделяла дидактической игре. Учила детей выделять звук. Играла с детьми в такие игры: «Заводные игрушки», Подскажи кукле звук» и др.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Основные направления работы: Обогащение словаря детей именами существительными – учила детей обобщающим словам, называнию детенышей диких и домашних животных и птиц и образованию новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Обогащение словаря глаголами – учила детей называть способы передвижения разных животных, называть действия, которые совершает тот или иной предмет.
Обогащение словаря именами прилагательными – учила называть вкус продукта, вводила в речь детей прилагательные-антонимы («скажи наоборот»). Обогащение словаря наречиями проводила путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т. д. Все эти игры не только значительно обогащают словарный запас детей, но и дают начало развитию его наблюдательности над словами.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.
У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».
С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.
Игры — типа «Чудесный мешочек» используется во всех возрастных группах.
- Игры с куклой. Основная цель этих игр — закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать» Такие игры, особенно в младших возрастных группах рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
- Дидактические игры на различение каких — ни будь деталей, на различение или сравнение каких — либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дети младшего дошкольного возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, в играх «Что в мешочке», «Спрячь шарик в ладошках», «Что изменилось» и др. Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются.
А так же использование дидактических игр в режимном моменте.
Значимость речи в жизни дошкольника - Общение с взрослыми - Получение информации - Приобщение к деятельности - Овладении нормами поведения
Вывод: Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.