Иркя Залалетдинова
Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, этнические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И сели говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства [1]. Это, на наш взгляд, возможно осуществить в процессе этнокультурного воспитания. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно- нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Публикация «Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Учитывая особенности детского возраста, важным средством этнокультурного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Целесообразность использования дидактических игр при приобщении детей дошкольного возраста к культуре разных народов, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, в игровых действиях проявляют свое отношение к этим элементам.
Именно с помощью дидактических игр у дощкольников формируются положительное, толерантное отношение к представителям разных народов. Сама структура дидактических игр помогает воспитанию дружественных чувств к людям разных национальностей. Структура дидактической игры отличает ее от других видов игр и упражнений. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» [2]. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и воспитательно-образовательным процессом. Структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом. Народные дидактические игры характеризуются познавательным содержанием, разнообразием игровых действий. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Дидактическая игра изучалась многими исследователями в целях воспитаниядоброжелательного отношения у детей к людям национального окружения (Т. М. Бабунова, М. И, Богомолова, приобщения дошкольников к культурным традициям народов и воспитания культуры межнационального общения (Л. М. Захарова, формирования доброжелательного отношения к людям разных рас (Н. Г. Капустина, эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей (В. А. Старчикова).
Система дидактических игр этнокультурного содержания, на нащ взгляд, должна быть ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональной сферы детей положительными моментами при встрече с элементами народной культуры; на творческое развитие. Необходимо помнить о том, что дидактические игры этнокультурного содержания не должны являться самоцелью, их содержание, игровые действия, игровая задача, в первую очередь, нацелены на развитие этнокультурной компетентности дошкольников. Большое значение имеет содержание дидактических игр. Познавая окружающий мир во всем его многообразии, ребенок получает представления о полиэтнической действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурнойнаправленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса : языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. Система дидактических игр развивает субъектную позицию ребенка а процессе освоения этнонациональной культуры при условии разработки требований к их содержанию, четким соблюдении структуры игры, объединении их в единую систему, поэтапной реализации всех серий и алгоритмах использования. Развивающий эффект дидактической игры заключен в ней самой. Ее образно-символический характер способствует развитию воображения, наглядно- образного и интуитивного мышления [3].
На базе детского сада №199 г. Ульяновска было проведено исследование на тему: «Влияние дидактических игр на этнокультурное воспитание дошкольников». На первом этапе с помощью метода опроса был выявлен уровень этнокультурных представлений детей. Анализ полученных результатов показал, что дети не достаточно знакомы с национальной одеждой, плохо знают национальные праздники, игры, сказки. Для расширения детских представлений об этнокультурной специфике нами разработан комплекс дидактических игр этнокультурной направленности. Использовались такие игры, как: «Найди народную игрушку в интерьере детского сада», «Традиции», «Я знаю пять имен своих друзей» и другие. В первой половине дня, на занятия по познанию, детей знакомили со сказками разных национальностей. Сначала читали сказку, спрашивали у детей, о чем в ней идет речь, разбирали ее, затем для закрепления знаний инсценировали отрывок из нее. Их систематизация происходила в дидактических играх, в которые вводились задания на материале сказок. Например, такие как: опиши знакомое животное, используя народные языковые средства выразительности из прочитанных народных сказок; придумать и загадать загадку о персонаже или сказке, из которой он взят.
В группе была оформлена этнокультурная среда : специальные стенды с изображением представителей разных национальностей в традиционной одежде, созданы папки с национальными костюмами и традиционными узорами татар, чуваш и русских, в уголках стояли народные куклы в национальных костюмах. Был представлен мини-музей русского самовара, которым дети свободно могли пользоваться в своих играх, музей народных игрушек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры являются эффективным средством приобщения детей к национальным традициям. Играя в эти игры, дети как бы сами погружаются в эту атмосферу чужой культуры, атмосферу нового, интересного, ранее незнакомого им. Они с большим желанием начинают интересоваться другими народами, стараются узнать больше о своей культуре, сравнивают, чем одни народы похожи друг на друга, чем отличаются. В своей обыденной жизни начинают использовать эти знания: играют в народные игры; по мотивам сказок разных народов начинают рисовать, украшают рисунки традиционными узорами и в своем рассказе по рисунку это отмечают. У детей формируются толерантные отношения, положительные представления и отзывы о других людях. И хочется надеяться, что в будущем эти представления, отзывчивость, так и останутся у них на всю жизнь.
Список литературы:
1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей. М., 2011. 176 с.
2. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сборник научных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. М., 1978. 328с.
3. Дидактические игры этнокультурного содержания / Сост. Л. М. Захарова, И. Г. Сайфутдинова, Н. У. Гладилина. Ульяновск, 2008. 50с.