Марина Савенкова
Дидактическая игра как средство коррекции развития словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные понятия в коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрыты научно-практические подходы к проблеме исследования. Автором статьи составлены и апробированы диагностические методики, результаты которых позволят грамотно и эффективно провести коррекционно – развивающую работу посредством использования дидактических игр.
Публикация «Дидактическая игра как средство коррекции развития словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Ключевые слова. Дошкольный возраст, словарь, словарный запас, общее недоразвитие речи, дидактическая игра, коррекция, коррекционно – развивающая работа, программа, методика.
"Didactic game as a means of correction of vocabulary development in preschool children with General underdevelopment of speech»
M. N. Savenkova,
MKDOU "Kindergarten №9 compensating type", Efremov
Annotation. This article discusses the basic concepts in correctional and developmental work aimed at the development of the vocabulary of preschool children with General underdevelopment of speech. Scientific and practical approaches to the problem of research are revealed. The author of the article compiled and tested diagnostic techniques, the results of which will allow to competently and effectively carry out correctional and developmental work through the use of didactic games.
Keyword. Preschool age, vocabulary, vocabulary, General underdevelopment of speech, didactic game, correction, correctional and developmental work, program, methodology.
Содержание общения с окружающим миром обеспечивается словом. Обладание полным словарным запасом возможно при наличии свободной устной и письменной речи. Следует отметить, что словарь является одним из главных компонентов речевого развития ребенка.
Психолого-педагогические особенности и способы формирования словаря детей дошкольного возраста имеют обоснование в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Большинство исследователей указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба). Недостаточная речевая деятельность оказывает пагубное влияние на личность ребенка: во-первых страдает развитие высших психических процессов, снижается активность познавательной деятельности, во-вторых, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, в-третьих, возникают большие сложности при становлении игровой деятельности.
Среди детей дошкольного возраста выделяют группу с таким речевым расстройством, как общее недоразвитие речи (ОНР). Преимущественно у детей данной категории отмечается ограниченный словарный запас, выраженный в расхождении объема пассивного и активного словаря. Следует отметить, что пассивный словарь преобладает над активным.
При общем недоразвитии речи выявлены значительные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы, определенной у детей данного возраста без речевой патологии. На основании выше сказанного, нам представляется актуальным и востребованным исследование особенностей лексической стороны речи детей с ОНР.
Целью исследования выступает выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у дошкольников 4 лет с общим недоразвитием речи.
Содержание, составленной диагностической программы, включает в себя пять методик, авторами которых являются Н. В. Серебрякова и Л. С. Соломохова. Ниже приведем краткое описание проводимых методик.
Методика № 1: «Покажи, что назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что покажу» (обследование активного словаря).
Цель: определить состояние номинативного словаря.
Методика № 2: «Покажи, что назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что покажу» (обследование активного словаря).
Цель: определить номинативный словарь, по категории «Части от целого».
Методика № 3: «Покажи, какой назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, какой покажу» (обследование активного словаря).
Цель: определить состояние атрибутивного словаря.
Методика № 4: «Покажи, что я назову»; «Скажи, что я покажу».
Цель: определить состояние глагольного словаря.
Методика № 5: «Покажи, что я назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что я покажу» (обследование активного словаря).
Цель: определить состояние глагольного словаря
Проведенный качественный анализ результатов по каждой категории и по методике в целом, показал, что у воспитанников пассивный словарь значительно преобладает над активным словарем.
Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Именно в игре происходит коррекция различных отклонений в развитии высших психических функций. Применение дидактических игр увеличивает темп и существенно повышает эффективность коррекционно - развивающего процесса.
Для решения задач речевого развития широко применяются дидактические игры. Такие игры способствуют закреплению и уточнению словаря, развивают объяснительную речь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний.
Главной задачей словарной работы служит уточнение имеющегося словаря и его постепенное обогащение и наращивание.
При составлении коррекционно-развивающей программы мы ориентировались на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также методическое пособие: Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет); Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи.
Проанализировав теоретические подходы и полученные практические результаты, нами разработана и составлена коррекционно – развивающая программа. Основное направление, которой: развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством использования дидактических игр. Обозначены цель и задачи, также указан ожидаемый результат.
Системная работа по развитию словаря посредством дидактических игр должна проводиться в ходе любой деятельности ребенка на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
Результатом реализации данной коррекционно-развивающей программы должно стать повышение уровня развития словаря детей до среднего нормативного или высокого. Предложенные методические рекомендации, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Применение игровых приёмов в коррекционном процессе существенно увеличивает мотивацию детей к речевому общению, способствует развитию концентрации внимания, выступает как эффективное средство активизации и актуализации слов, закреплению различных понятий.