Приложение МААМ

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ

Ирина Просёлкова
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета : соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

Из исследований Л. А. Венгера были отобраны критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.

Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Способность Способность Особенности цветового

Уровни различать соотносить решения рисунков

цвета цвета с

названием

Способен Легко Соответствие цветового решения

различать все идентифицирует поставленной изобразительной

основные цвета : предмет по цвету, задаче. Передача цветовых

красный, опирается на соотношений, близких к

1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов

уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых

зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие

голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения

фиолетовый. По словесной цветового решения узора с

Различает инструкции фоном. Использование в

разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков

цвета по показывает цвета. Передача насыщенности

светлоте: предмет и цвета. Количество используемых

«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с

«темный», оттенок. изобразительной задачей.

«светлее», Способен Овладение детьми правильной

«темнее»; с группировать техникой работы с

заданием предметы по художественными материалами.

ребенок цветовому позволяющей создавать и

справляется оттенку. применять разные цвета и

самостоятельно. оттенки. Умение размывать

краски с целью получения

оттенков цвета, добавлять

белила в основной цвет, при

рисовании гуашью.

Ребенок При Соответствие цветового решения

различает идентификации поставленной изобразительной

2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.

уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие

незначительной незначительные к реальному, но бывают

помощью затруднения, но с отступления.

взрослого, помощью Наличие элементов творчества в

затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений

различении находит и проявляется не во всех случаях.

промежуточных исправляет Использование в рисунках

цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.

оттенков. соотносит Количество используемых цветов

некоторые цвета небольшое.

и оттенки с их

названиями. При

группировании

предмета по

незначительные

ошибки. Может

их исправить.

Испытывает С трудом Соответствие цветового решения

трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной

3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.

уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие

основных предметам По к реальному, но бывают

цветов и словесной отступления. Наличие элементов

оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых

«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во

темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество

и оттенки только используемых цветов небольшое.

в половине Правильная техника работы

случаев. Называет предлагаемыми

цвета и оттенки. художественными материалами

Допускает применяется не всегда.

ошибки,

исправляет их с

помощью

воспитателя.

4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в

- основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.

уровень оттенки цвета названием.

по светлоте.

В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.

Методика № 1 «Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает все основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I

Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II

Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III

Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 2 «Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.

Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.

Ход проведения: (проводится индивидуально)

- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.

- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.

- Подбери пары к вещам и назови цвет.

Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I

Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II

С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III

Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 3 «Подбери дорожку».

Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.

Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.

Ход проведения:

- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.

- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)

- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I

При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II

С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III

Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 4 «Попади в кольцо»

Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.

Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.

Ход проведения:

- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.

- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.

- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.

Анализ результатов

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I

При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II

С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III

Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV

Анализ детских рисунков на тему «Осень».

Цель: выявить особенности цветового решения рисунка : адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета. Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».

Количественная оценка

Качественная характеристика Баллы

Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1

Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0

Публикации по теме:

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи: Создать.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста Положение К. Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже.

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый.

Педагогическая диагностика «Я гуляю на площадке». Анализ продуктов деятельности — рисунка детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить уровень освоения представления об основном средстве выразительности – форма у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:.

План самообразования «Использование современного сенсорного и мелкомоторного развития у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план работы воспитателя Акмуковой Эльвиры Владимировны межаттестационный период на пять лет (с 2011 по 2016 гг.) МБДОУ №.

Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возрастаПрирода родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться.

Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возрастаЗадания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста 1. Разложи фигуры. Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 7 мая 2016 в 00:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Просёлкова (УИ 655723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД