Ирина Просёлкова
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей экспериментальной группы.
Задачи:
1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести констатирующий эксперимент и сделать выводы.
Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей сего дошкольного возраста
Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).
Способность соотносить цвет с названием.
Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.
Характеристика критериальной базы.
Способность различать цвета - опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Способность соотносить цвет с названием - способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.
Особенности цветового решения рисунков - адекватное использование цвета : соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.
Из исследований Л. А. Венгера были отобраны критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста.
Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Способность Способность Особенности цветового
Уровни различать соотносить решения рисунков
цвета цвета с
названием
Способен Легко Соответствие цветового решения
различать все идентифицирует поставленной изобразительной
основные цвета : предмет по цвету, задаче. Передача цветовых
красный, опирается на соотношений, близких к
1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов
уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых
зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие
голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения
фиолетовый. По словесной цветового решения узора с
Различает инструкции фоном. Использование в
разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков
цвета по показывает цвета. Передача насыщенности
светлоте: предмет и цвета. Количество используемых
«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с
«темный», оттенок. изобразительной задачей.
«светлее», Способен Овладение детьми правильной
«темнее»; с группировать техникой работы с
заданием предметы по художественными материалами.
ребенок цветовому позволяющей создавать и
справляется оттенку. применять разные цвета и
самостоятельно. оттенки. Умение размывать
краски с целью получения
оттенков цвета, добавлять
белила в основной цвет, при
рисовании гуашью.
Ребенок При Соответствие цветового решения
различает идентификации поставленной изобразительной
2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.
уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие
незначительной незначительные к реальному, но бывают
помощью затруднения, но с отступления.
взрослого, помощью Наличие элементов творчества в
затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений
различении находит и проявляется не во всех случаях.
промежуточных исправляет Использование в рисунках
цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.
оттенков. соотносит Количество используемых цветов
некоторые цвета небольшое.
и оттенки с их
названиями. При
группировании
предмета по
незначительные
ошибки. Может
их исправить.
Испытывает С трудом Соответствие цветового решения
трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной
3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.
уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие
основных предметам По к реальному, но бывают
цветов и словесной отступления. Наличие элементов
оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых
«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во
темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество
и оттенки только используемых цветов небольшое.
в половине Правильная техника работы
случаев. Называет предлагаемыми
цвета и оттенки. художественными материалами
Допускает применяется не всегда.
ошибки,
исправляет их с
помощью
воспитателя.
4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в
- основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.
уровень оттенки цвета названием.
по светлоте.
В соответствии с критериями и показателями сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ был подобран диагностический инструментарий, позволяющий отнести детей к различным уровням сформированности сенсорного эталона цвета.
Методика № 1 «Закрой окошко».
Цель: выявить способность различать основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Оборудование: карта с наклейками - 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики - окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает все основные цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I
Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II
Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III
Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 2 «Подбери пару».
Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.
Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.
Ход проведения: (проводится индивидуально)
- Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
- Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
- Подбери пары к вещам и назови цвет.
Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I
Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II
С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III
Не справляется с заданием - даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 3 «Подбери дорожку».
Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.
Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.
Ход проведения:
- У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.
- Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)
- Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I
При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II
С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III
Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 4 «Попади в кольцо»
Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.
Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.
Ход проведения:
- Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.
- На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.
- Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.
Анализ результатов
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I
При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II
С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III
Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV
Анализ детских рисунков на тему «Осень».
Цель: выявить особенности цветового решения рисунка : адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета. Анализ деятельности рисунков проводился в соответствии методики Комаровой Т. С. «Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках».
Количественная оценка
Качественная характеристика Баллы
Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1
Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0