Елена Спирина
Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Разложи фигуры.
Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник); умение подбирать нужные формы.
Оборудование. Доски с тремя (круг, квадрат, треугольник) формами.
Проведение обследования.
Фигурки вынимаются из углублений: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Детям предлагается найти место по очереди для каждой из фигурок. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение, после которого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Публикация «Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2. Разборка и складывание матрешки.
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования.
Ребенку дают двухсоставную матрешку и просят ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение: воспитатель берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
3. Разборка и складывание пирамидки.
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Проведение обследования.
Воспитатель предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
4. Цветные кубики.
Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых, два зеленых, два синих (четыре цвета).
Проведение обследования.
Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем воспитатель просит показать: “Покажи, где красный, а теперь, где желтый”. Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик”.
Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза.
После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
5. Собираем шишки
Задание направлено на выявление умения детей различать количество предметов; различать понятия «много», «мало», «ни одного».
Оборудование: Две корзинки или две коробки; шишки.
Проведение обследования.
Внимание ребенка обращается на разбросанные на полу шишки и воспитатель просит его помочь собрать их. В свою корзинку воспитатель кладёт 2-3 шишки, а ребёнку предлагается собрать остальные. Далее подводится итог, воспитатель интересуется сколько шишек в каждой корзинке (где мало, а где много, и сколько шишек на полу (ни одной) Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение, после которого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Критерии оценки (количество баллов за каждое задание)
Высокий уровень - 2 балла - ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень - 1 балл - ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Низкий уровень - 0 балл - ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Результаты обследования:
8 - 10 баллов - высокий уровень развития сенсорного восприятия,
3 -7 баллов - средний уровень развития сенсорного восприятия,
0 - 2 баллов - низкий уровень развития сенсорного восприятия.