Наталья Никитина
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире.
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Нельзя говорить о воспитании и развитии ребенка без достаточного развития таких фундаментальных психических процессов, как восприятие, мышления, памяти, внимания, воображения, развитие которых в том числе зависит от дидактических игрушек-пособий, имеющихся в предметно-развивающей пространственной среде группы.
Такие значимые составляющие как игрушки и пособия развивающей среды помогут в тренировке сенсомоторных координаций детей и формированию у них адекватных сенсорных эталонов, в увлекательной форме познакомят ребенка с удивительными особенностями и свойствами предметов, позволят развивать сообразительность.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. В связи с этим, мы – воспитатели стремимся наполнять развивающую среду группы интересными игрушками и пособиями, и активно привлекаем к этому родителей.
Понимая важность и значимость игрушек отбор и наполнение происходит по следующим критериям:
ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ:
1. обладать дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой);
2. обладать возможностью применения игрушки группой детей (пригодность игрушки к использованию ее одним ребенком и несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
3. развивать интерес к игре, привлекать ребенка, ведь именно мы педагоги как непарадоксально должны научить ребенка играть. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.
Имеющийся в групповом помещении ЦЕНТР сенсорики направлен на :
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Фото-презентация игр и пособий 1-й младшей группы :
Брусчатый домик – предусматривает 5 видов строительства + мостик + колодец
Пирамидки (пластмасса, дерево)
Пособия с использованием шнуровки (материал дерево)
Деревянный планшет с геометрическими фигурами
Любимые детьми игры с бельевыми прищепками
Кубики с фигурами, башенки, копилочки (детям предоставляются разной формы и размера геометрические фигуры и они методом проб и ошибок помещают предметы в копилку, но помещаются туда не все.
Напольные мозаики, лото
Складные кубики (собираются - разбираются, в них можно поместить разные предметы небольшого размера и погреметь ими и даже постучать).
Разноцветные деревянные кубики
Делаем пособия своими руками. Планшет с горлышками от бутылок, где дети откручивают и закручивают крышки. Игра «Поймай рыбку» - удочка с магнитом и морские обитали – материал дерево. «Паровозик» - любят играть и девочки и мальчики – выполнен из дерева – различные геометрические фигуры надеваются на деревянные стержни.
Деревянный планшет с разноцветными кнопками гвоздиками. Своего рода семейства геометрических фигур собранные по цвету, но можно собирать и по форме. Яркие, тканевые, наполнитель синтепон.
Мягкий синтепоновый шар претерпел ряд изменений вы можете наблюдать его на демонстрационном столе. Яркий, мягкий, фигурки прикрепляются петельками к крючкам. «Грибок» - фигурки пристегиваются к грибочку на пуговицы. Мягкие разноцветные мячи
Ж. Руссо.
- «Собери по образцу»
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
- «Большие и маленькие шары»
- «Какой это формы», «Круг или квадрат», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п.
- «Волшебный мешочек» - Предоставляет широкие возможности для организации игр на тактильное распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в нем (усложнение задания по мере взросления).
В ходе индивидуальных и групповых занятий дети, ощупывая пальцами мешочки, в которые можно спрятать самые разные предметы, пытаются угадать содержимое.
- Тканевые мешочки с разными наполнителями:
- «Карусель» (складываются геометрические фигуры).
- Тканевый паровозик (детали прикрепляются с помощью магнитов) – демонстрационный стол.
- Игры с лентами «Сделай геометрическую фигуру», «Какая дорожка длиннее».
Найди фигурке место
Ребенок может подбирать фигурки по цвету и форме согласно заданного образца по мере освоения создание картинок происходит без заданного образца. Участники могут называть фигурки и описывать их функции.
Если в работе по сенсорному развитию детей младшего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в этот процесс, то у детей появится свой собственный сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов и, как следствие, делает ребенка успешным, создавая позитивную траекторию его развития.