Олеся Александровна Миронова
Диагностика познавательной сферы детей 3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие :
-ориентируется в соответствующей возрасту предметно - развивающей среде;
-отличает людей по принадлежности к определенному полу, возрасту;
-различает и называет части тела человека и животных
-узнает на картинке, в игрушках домашних, диких животных и их детенышей и называет их;
-различает по внешнему виду овощи и фрукты, называет их;
-имеет простейшие представления о сезонных изменениях в природе;
-различает количество предметов (один, много);
-различает и называет (с помощью взрослого) предметы по форме, цвету, величине;
Публикация «Диагностика познавательной сферы детей 3-х лет» размещена в разделах
-умеет устанавливать тождество и различие предметов по форме, цвету и величине (с помощью взрослого);
-различает 6 основных цветов, называет 4 цвета;
-различает и называет расположение предметов относительно своего тела: рядом, далеко, впереди, сзади (с помощью взрослого);
-различает контрастные по свойствам предметы: мягкий – твердый и т. д. ;
-умеет последовательно собирать, разбирать, складывать пирамидки, матрешки, вкладыши (с небольшой помощью взрослого);
Методики и задания, используемые дефектологом при обследовании младших дошкольников (3 лет)
- Исследование предметно-практической деятельности: «Построй из палочек» Е. А. Стребелева,
- Сюжетно-процессуальная игра (беседа,наблюдение)
- Ориентировка в схеме тела (беседа,наблюдение)
- Исследование общей и мелкой моторики: рамки-вкладыши Э. Сеген, «Найди домик» или «Доска Сегена».
- Узнавание реалистических изображений (методика Лурия)
- Сюжетные картинки (понимание действий) А. Н. Бернштейна
- Оценка уровня общей осведомленности (беседа,наблюдение)
- Представления о цвете, форме, величине (пирамидка, цветн. коврики, коробка форм) : «Разбери и сложи матрешку» Е. А. Стребелевой, составление пирамиды из колец Е. А. Стребелевой,
- Элементарные количественные представления: «Почтовый ящик» Сегена
- оценка уровня графических навыков: «НАРИСУЙ» Е. А. Стребелева (дорожку или домик).
Методики для проведения диагностики развития познавательных процессов детей 3 лет (интерпретация методик, разработанных научным коллективом по руководством А. Л. Венгера, С. Д. Забрамной, О. В. Боровик)
1. Память «Пять игрушек». Задание направлено на изучение механической памяти.
Оборудование: 5 игрушек (мяч, машина, кукла, собака, мишка) экран
Инструкция: «Назови, что это? Посмотри и запомни игрушки». Закрываем игрушки экраном и просим их назвать.
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла-назвал 5 игрушек, 3 балла- назвал 4 игрушки, 2 балла- назвал 2-3 игрушки, 1 балл- назвал 1 игрушку, 0 баллов- не назвал ни одной игрушки.
2. Внимание «Сравнение картинок»
Оборудование:2 картинки с двумя отличиями, секундомер
Инструкция: «Посмотри внимательно, скажи, чем отличаются эти картинки» Время выполнения -1 минута
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла-ребенок справился с методиками для 4-5 лет, 3 балла- нашел 2 отличия, 2 балла- нашел одно отличие, 1 балл- нашел отличие при помощи взрослого, 0 баллов-не выполнил задание
3. Восприятие «Разрезная картинка» выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.
Инструкция: раскладывается перед ребенком две части разрезной картинки и просится сложить целую картинку : «Сделай целую картинку»
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла- складывает картинку из 4 частей, 3 балла- складывает картинку из двух частей, 2 балла-выполняет задание с помощью, 1 балл- выполняет при наличии зрительного образца, 0 баллов-не выполняет задание
4. Мышление «Доска Сегена» методика направлена на исследование наглядно-действенного- мышления
Оборудование: доска Сегена 6 вкладышей
Инструкция: выкладываются фигурки перед ребенком и предлагается положить каждую на свое место «Найди каждой фигурки свое место»
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла- выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигуры-вкладыша с прорезью (8 вкладышей, 3 балла- выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигуры-вкладыша с прорезью, 2 балла-ребенок часто примеривает, не всегда пользуется зрительным соотнесение 1 балл- выполняет задание путем проб и ошибок, 0 баллов-не выполняет задание