АЛЁНА КЛЮКИНА
Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок
Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок» руководитель Т. Г. Глазырина.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. Важной составляющей в развитии детей является эмоциональная сфера. Однако в настоящее время, заботясь о познавательном и физическом развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Кроме этого, в современном мире исследователи констатируют рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, приводящий к увеличению числа детей с нарушениями эмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. На фоне таких нарушений возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста отражены в исследованиях Л. С. Выготского, Н. С. Ежковой, К. Э. Изарда, В. Г. Каменской, И. Ю. Кулагиной, В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой, Г. В. Фадиной и др. Исследователи констатируют, что соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении, может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Удивительным средством по силе психологического воздействия на внутренний мир человека является сказка. Интерес педагогов и психологов к сказке существует давно : сказка имеет собственный язык, благодаря которому создается особый фантастический мир. Понимание и проживание через сказку позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания, понять их важность.
Сказки были предметом исследования многих ученых А. Н. Афанасьева, В. Я. Проппа, Е. А. Алябьевой, Ф. И. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Соколова и др. В их трудах рассмотрены возможности сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
Несмотря на это, анализ и обобщение литературных источников, изучение современной педагогической практики позволили нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей и недостаточной разработанностью вопроса в практике дошкольного образования.
Исходя из этого, была определена цель исследования: изучить возможности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
В основу исследования нами была положена гипотеза, согласно которой сказки являются эффективным средством эмоционального развития детей при условии правильно подобранной к эмоциональному состоянию сказки, включении ребенка в сказочный сюжет, создании эмоциональной атмосферы добра и безопасности.
Различные формы переживания чувства - эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния и чувства - создают эмоциональную сферу личности. Эмоции играют важную роль в жизни людей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции и чувства не даны человеку с рождения. Они развиваются на протяжении всей его жизни. Но самый интенсивный период их формирования и развития - дошкольное детство. Именно в этот период усложняется эмоциональная жизнь : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Анализ литературных источников позволил нам отметить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Т. А. Данилина пишет, что в дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее, он переходит к более сложной гамме чувств. П. М. Якобсон считает, что в дошкольном возрасте формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет ребенка переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. С точки зрения Я. Рейковского дети испытывают глубокие и интенсивные чувства, но, чем сложнее оказывается палитра испытываемых чувств, тем труднее ребенку обозначить их словами и совладать с эмоциогенной ситуацией. Ребенок шестого года существо эмоциональное : чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Поэтому огромную роль играет участие взрослого в эмоциональном развитии ребенка.
Удивительно сильным средством работы с внутренним миром человека является сказка. Воспитательный потенциал сказки отражен в исследованиях И. Н. Арзамасцевой, И. В. Вачкова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, В. Я. Проппа, П. И. Яничева и др. Авторами разработаны классификации сказок, выявлены их функциональные особенности, и главное - методика работы со сказкой. В. Я. Пропп, говоря о значении сказки, отмечал целесообразность и актуальность использования её в воспитании детей. Д. Родари
писал: «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее».
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации. Сравнивая себя со сказочным героем, ребенок учится чувствовать и понимать какие переживания испытывает герой.
Изучение передового педагогического опыта работы воспитателей позволило выявить значимость сказки в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Используя сказки в своей работе, воспитатели не только их читают, но и применяют игры, упражнения со сказочными сюжетами, слушают музыку, лепят и рисуют по сказочным сюжетам.
Экспериментальная работа проходила в дошкольном образовательном учреждении МКДОУ детский сад «Огонёк» города Слободского в старшей группе «Салютики».
Анализ различных методик диагностики эмоциональной сферы дошкольника позволил выделить ряд методик, дающих возможность проведения исследования эмоциональной сферы дошкольников. Так, для диагностики базовых эмоций была использована методика «Определение эмоций по пантомимике»; для диагностики узнавания эмоций другого человека - методика «Изучение понимания эмоциональных состояний сказочных героев, изображенных на картине» авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Кроме этого, нами было проведено наблюдение за поведением детей с целью изучения понимание ими эмоционального состояния сверстников.
Было выявлено, что эмоциональная сфера дошкольника имеет три уровня проявления, характеристика которых представлена на слайде.
В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Результаты констатирующего эксперимента отображены на слайде.
Мы выявили, что в группе 50% детей имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы - они самостоятельно называют большинство базовых эмоций, понимают свои эмоции; способны узнать эмоциональное состояние другого человека, умеют сопереживать.
Детей со средним уровнем - 40%. Низкий уровень развития выявлен у 10% детей. Итак, наличие в группе детей со средним и низким уровнем развития эмоциональной сферы подтверждает необходимость проведения дальнейшей работы.
На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетных направлений которого является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а так же рабочей программы детского сада было разработано 12 занятий с учетом возрастных особенностей детей. Для этого мы использовали пособие Е. А. Алябьевой «Эмоциональные сказки» и «Практикум по сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Сказка была вплетена во все наши занятия. На вводном занятии мы познакомили детей с волшебной страной эмоций и её жителями, в которой случилась беда: на страну налетел страшный ураган, который сломал домики и унес с них краску. Перед нами стояла задача - помочь жителям страны восстановить разрушенные дома.
Оказавшись в сказочной стране при помощи волшебных слов, мы вместе с детьми каждый раз знакомились с новым жителем – эмоцией, ее графическим изображением, отмечали, когда она возникает, устанавливали ассоциации данной эмоции с музыкой и цветом, актуализировали субъективный опыт детей.
Ответы детей порой были интересны и порой неожиданные, некоторые из них вы видите на слайде.
Лейтмотивом нашей работы было знакомство со сказкой. На занятиях дети познакомились со сказками «Жила была Радость», «У страха глаза велики», «Долгожданный подарок», «Волчок в детском саду», «История о любопытном медвежонке», «Ёжик и море» и др., в которых жили такие эмоции как радость, страх, злость, интерес, вина. Дети с огромным интересом слушали и сопереживали героям сказки.
Современному ребенку третьего тысячелетия необходимо осмыслить сказку, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. После прочтения сказки мы проводили беседу, вопросы к которой составляли на основе методики, разработанной отечественными педагогами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, О. И. Соловьевой.
Детям трудно понять чувства другого человека, но в сказке много ситуаций, которые по своему содержанию приближены к эмоциональному опыту детей : удивление перед чем-то необычным, диковинным; выражение печали, страдания вследствие обиды или отвращение и презрение в столкновении с чем-то неприятным. Мы предлагали своим воспитанникам вспомнить жизненные ситуации, когда пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев, описать свое эмоциональное состояние, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Например, вместе с маленьким любопытным медвежонком испытали интерес, услышав звуки со стороны старого обрыва; путешествуя по сказке вместе с ежиком пережили страх и радость; встретили девушку Любовь, которая странствовала по миру.
Так в процессе наших встреч дети ближе знакомились с эмоциями, чувствами, а жители волшебной страны возвращались в свои домики.
Одним из результатов совместной работы стало создание альбомов «Эмоции», где в рисунках дети передавали эмоции сказочных героев через мимику, цвет, поступок, действие. Сейчас альбомы находятся в свободном доступе для детей, которые в любой момент могут рассмотреть не только свои работы, но и работы сверстников.
Отдельное внимание мы уделяли детям с низким уровнем развития эмоциональной сферы. Посредством компьютерной игры «Путешествие в мир эмоций» дети знакомились с базовыми эмоциями, учились определять эмоции по мимике сказочных героев.
Так шаг за шагом мы знакомились с волшебной страной, которая живет внутри каждого из нас.
Результаты проведенного контрольного эксперимента показали положительную динамику: в группе число детей с высоким уровнем развития эмоциональной сферы увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем эмоционального развития – уменьшилось на 10%, низкий уровень не выявлен. Это подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей.
Свое выступление мне бы хотелось закончить словами американского писателя Э. Хемингуэя: «Каждый человек рожден, для какого-то дела …» обучаясь в колледже, я поняла, что мое призвание помогать детям открывать такой яркий окружающий мир, дарить радость!