Приложение МААМ

Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью

Севостьянова Наталья Васильевна
Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Группировка предметов

(адаптированный вариант методики Венгера Л. А.)

Цель: определить уровень развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три одинаковых коробки без крышек с изображенными на них эталонами - образцами. На первой изображен квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 картинок с изображением предметов, похожих на квадрат, треугольник и круг.

Публикация «Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью» размещена в разделах

Проведение обследования: перед обучающимся представлены коробки. Педагог обращает внимание обучающегося на эталон - образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Обучающемуся необходимо разложить все картинки с изображениями по коробкам. «А теперь разложи все предметы в свои коробки, смотри внимательно».

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся действует, не ориентируясь на образец - эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла - обучающийся опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла - обучающийся опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

Какой предмет на ощупь? Что из чего сделано?

(адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Цель: определить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага, повязка на глаза.

Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся предметы, выложенные на столе, на глаза обучающегося одевается повязка, педагог просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.

1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

Найди цветок для бабочки

Цель: определить уровень умения обучающегося различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Оборудование: бумажные бабочки и цветочки.

Проведение обследования: предложить обучающемуся помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно». После выполнения задания обучающимся подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.

1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную

(методика Стребелевой Е. А.)

Цель: определить уровень развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек обучающегося просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.

1 балл - обучающийся не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - обучающийся понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - обучающийся понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

Сложи разрезную картинку (из трёх частей)

(методика Стребелевой Е. А.)

Цель: определить уровень развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Оценка действий обучающегося: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

Собери цветок (4 цвета)

Цель: определить уровень развития умения располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: карточка, на которой изображен стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, желтый, синий, зеленый).

Проведение обследования: попросить собрать все лепесточки, называя цвета.

Оценка действий обучающегося: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - обучающийся принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

Спрячь мышку

Цель: определить уровень развития умения соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши.

Оборудование: развивающий кубик с прорезями.

Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся, в каких домиках поселились мышки. «Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представь себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закрой так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты».

Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности, результат.

1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

Пространственный компонент слухового восприятия

Цель: определить уровень развития восприятия звука в пространстве.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, погремушка.

Проведение обследования: «Закрой глаза и покажи рукой, откуда слышится звучание игрушки». Каждый инструмент должен прозвучать 2 -

3 раза. Исключается зрительное восприятие.

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся действует, не ориентируясь в пространстве; после обучения продолжает показывать рукой в произвольном направлении.

3 балла - обучающийся показывает рукой в сторону звучащего предмета не всегда ориентируясь на звук; после обучения направление звука показывает правильно.

4 балла - обучающийся правильно показывает направление звука; заинтересован в конечном результате.

Фонематический компонент слухового восприятия

Цель: определить уровень развития восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками.

Оборудование: слоговые ряды из двух слогов:

ма - на

ба - ма

ба - па

мя - ма

та - да

на - га

га - ка

Проведение обследования: педагог, сидя сбоку от обучающегося, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй».

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся неправильно повторяет слоги; после обучения продолжает повторять слоги неверно.

3 балла - обучающийся повторяет слоги с ошибками; после обучения повторяет слоги правильно.

4 балла - обучающийся правильно повторяет слоги; заинтересован в конечном результате.

Динамический компонент слухового восприятия

Цель: определение уровня развития умения воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта.

Оборудование: бубен.

Проведение обследования: педагог стучит в бубен - дети идут по кругу, высоко поднимая ноги. Затем педагог тихо ударяет по бубну - дети идут по кругу на носочках.

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся неправильно двигается под звуки бубна; после обучения продолжает выполнять движения неверно.

3 балла - обучающийся допускает много ошибок при движении под различные звуки бубна; после обучения повторяет движения правильно.

4 балла - обучающийся правильно выполняет движения; заинтересован в конечном результате.

Ритмический компонент слухового восприятия

Цель: определение уровня развития умения воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта.

Оборудование: бубен.

Проведение обследования: педагог стучит в бубен медленно - дети идут по кругу. Затем педагог ударяет по бубну чаще - дети начинают бежать по кругу.

Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - обучающийся неправильно двигается под звуки бубна; после обучения продолжает выполнять движения неверно.

3 балла - обучающийся допускает много ошибок при движении под различные звуки бубна; после обучения повторяет движения правильно.

4 балла - обучающийся правильно выполняет движения; заинтересован в конечном результате.

Публикации по теме:

Применение кейс-технологии с обучающимися с умеренной умственной отсталостью Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно.

Авторские диагностические задания для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природыАвторские диагностические задания для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы "Неизведанное рядом" (Книга-мониторинг)Цель – выявить уровень представлений детей о предметах и объектах неживой природы. Материал: книга.

Диагностические задания «Отражение чувств. Зеркало настроений. Интервью. Необитаемый остров» Диагностическое задание 1. «Отражение чувств» Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать.

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями.

Конспект НОД «Путешествие на луг» для детей с умственной отсталостью легкой степени Цель: Способствовать формированию сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями посредством.

Консультация для педагогов «Дети с умственной отсталостью в ОУ» Умственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда.

Особенности личностных качеств детей с умственной отсталостью Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается.

План наблюдений «Живая, неживая природа» для детей с умственной отсталостью Сентябрь Наблюдения (живая и неживая природа, предметный мир) Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Находить у растений стебель, листья,.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умеренной умственной отсталостью УТВЕРЖДЕНА приказом № ___ от ___г. Директор школы-интерната Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 2 А.

Варианты дидактических игр для детей с умственной отсталостью по ознакомлению с природой Игра «Прятки» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью
Опубликовано: 19 октября 2019 в 13:17
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Севостьянова Наталья Васильевна (УИ 1483067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД