Севостьянова Наталья Васильевна
Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Группировка предметов
(адаптированный вариант методики Венгера Л. А.)
Цель: определить уровень развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три одинаковых коробки без крышек с изображенными на них эталонами - образцами. На первой изображен квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 картинок с изображением предметов, похожих на квадрат, треугольник и круг.
Публикация «Диагностические задания для определения уровня актуального сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Проведение обследования: перед обучающимся представлены коробки. Педагог обращает внимание обучающегося на эталон - образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Обучающемуся необходимо разложить все картинки с изображениями по коробкам. «А теперь разложи все предметы в свои коробки, смотри внимательно».
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся действует, не ориентируясь на образец - эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла - обучающийся опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла - обучающийся опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
Какой предмет на ощупь? Что из чего сделано?
(адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)
Цель: определить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага, повязка на глаза.
Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся предметы, выложенные на столе, на глаза обучающегося одевается повязка, педагог просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.
Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.
1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
Найди цветок для бабочки
Цель: определить уровень умения обучающегося различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Оборудование: бумажные бабочки и цветочки.
Проведение обследования: предложить обучающемуся помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно». После выполнения задания обучающимся подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.
1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную
(методика Стребелевой Е. А.)
Цель: определить уровень развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.
Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек обучающегося просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности; результат.
1 балл - обучающийся не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - обучающийся понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - обучающийся понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
Сложи разрезную картинку (из трёх частей)
(методика Стребелевой Е. А.)
Цель: определить уровень развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).
Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Оценка действий обучающегося: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
Собери цветок (4 цвета)
Цель: определить уровень развития умения располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: карточка, на которой изображен стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, желтый, синий, зеленый).
Проведение обследования: попросить собрать все лепесточки, называя цвета.
Оценка действий обучающегося: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - обучающийся принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
Спрячь мышку
Цель: определить уровень развития умения соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши.
Оборудование: развивающий кубик с прорезями.
Проведение обследования: педагог показывает обучающемуся, в каких домиках поселились мышки. «Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представь себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закрой так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты».
Оценка действий обучающегося: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности, результат.
1 балл - обучающийся не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла - обучающийся принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла - обучающийся принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла - обучающийся принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
Пространственный компонент слухового восприятия
Цель: определить уровень развития восприятия звука в пространстве.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, погремушка.
Проведение обследования: «Закрой глаза и покажи рукой, откуда слышится звучание игрушки». Каждый инструмент должен прозвучать 2 -
3 раза. Исключается зрительное восприятие.
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся действует, не ориентируясь в пространстве; после обучения продолжает показывать рукой в произвольном направлении.
3 балла - обучающийся показывает рукой в сторону звучащего предмета не всегда ориентируясь на звук; после обучения направление звука показывает правильно.
4 балла - обучающийся правильно показывает направление звука; заинтересован в конечном результате.
Фонематический компонент слухового восприятия
Цель: определить уровень развития восприятия и воспроизведения слогов с фонетически близкими звуками.
Оборудование: слоговые ряды из двух слогов:
ма - на
ба - ма
ба - па
мя - ма
та - да
на - га
га - ка
Проведение обследования: педагог, сидя сбоку от обучающегося, даёт следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты внимательно слушай и повторяй».
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся неправильно повторяет слоги; после обучения продолжает повторять слоги неверно.
3 балла - обучающийся повторяет слоги с ошибками; после обучения повторяет слоги правильно.
4 балла - обучающийся правильно повторяет слоги; заинтересован в конечном результате.
Динамический компонент слухового восприятия
Цель: определение уровня развития умения воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта.
Оборудование: бубен.
Проведение обследования: педагог стучит в бубен - дети идут по кругу, высоко поднимая ноги. Затем педагог тихо ударяет по бубну - дети идут по кругу на носочках.
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся неправильно двигается под звуки бубна; после обучения продолжает выполнять движения неверно.
3 балла - обучающийся допускает много ошибок при движении под различные звуки бубна; после обучения повторяет движения правильно.
4 балла - обучающийся правильно выполняет движения; заинтересован в конечном результате.
Ритмический компонент слухового восприятия
Цель: определение уровня развития умения воспринимать на слух и совершать движения соответствующие звучанию объекта.
Оборудование: бубен.
Проведение обследования: педагог стучит в бубен медленно - дети идут по кругу. Затем педагог ударяет по бубну чаще - дети начинают бежать по кругу.
Оценка действий обучающегося: понимание и принятие задания; способы выполнения; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл - обучающийся не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - обучающийся неправильно двигается под звуки бубна; после обучения продолжает выполнять движения неверно.
3 балла - обучающийся допускает много ошибок при движении под различные звуки бубна; после обучения повторяет движения правильно.
4 балла - обучающийся правильно выполняет движения; заинтересован в конечном результате.