Мурашова Елена
Авторские диагностические задания для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
"Неизведанное рядом" (Книга-мониторинг)
Цель – выявить уровень представлений детей о предметах и объектах неживой природы.
Материал: книга с иллюстрациями объектов неживой природы (вода, снег, воздух, мыло, резина, дерево, бумага, пластмасса, пустые кармашки вокруг объекта; карточки – картинки с изображением свойств объекта; страница с дидактической игрой «Покажи и объясни»; оборудование для экспериментирования в дидактической игре.
Публикация «Авторские диагностические задания для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы» размещена в разделах
Данная диагностическая методика рассчитана на детей от 3 до 5 лет и проводится поэтапно.
«Лесенка тем»
1 этап
дети 3-4 лет
вода воздух снег мыло песок
2 этап
дети 4-5 лет
вода воздух снег мыло песок бумага камни ткань резина
3 этап
дети 5-6 лет
вода воздух снег мыло песок бумага камни ткань резина металл пластмасса почва и глина
1 и 2 этап: вторая младшая и средняя группа (дети 3 -5 лет)
Ребёнку предлагается книга с изображёнными объектами неживой природы и пустыми кармашками. Воспитатель проводит с ребёнком беседу по вопросам. Беседа начинается с предложения: «Посмотри, какая интересная книга. Давай её рассмотрим». Выявление уровня знаний о предлагаемом объекте производилась мной в баллах по следующим показателям:
Низкий уровень: ребёнок определяет, что изображено на картинке, но затрудняется назвать некоторые основные свойства этих объектов и определить их; не может рассказать, где и как применить данный объект.
Средний уровень: ребёнок правильно определяет, что изображено на картинке. Правильно называет некоторые основные свойства объекта, но, иногда, допускает ошибки. Определяет свойства объекта с помощью взрослого. Ребёнок знает, как использовать свойства объекта, но объяснить их не может.
Высокий уровень: ребёнок легко определяет, что изображено на картинке. Знает некоторые основные свойства объектов неживой природы, самостоятельно их определяет. Ребёнок рассказывает и показывает, как проверить свойства экспериментально.
Низкий уровень – 1 – 1,9 балла
Средний уровень – 2 – 2,9 балла
Высокий уровень – 3 балла
Примерные диагностические задания для определения уровня
представлений об объектах неживой природы.
Вторая младшая группа (дети 3 -4 лет)
Тема «Вода»
1. Что изображено на картинке?
2. Расскажи о свойствах воды. Какая вода?
3. Покажи, как можно играть с водой?
Тема «Воздух»
1. Как ты думаешь, что находится вокруг нас?
2. Какими свойствами обладает воздух? Какой он?
3. Как можно поиграть с ветерком?
Тема «Мыло»
1. Что изображено на картинке?
2. Расскажи, какое оно, мыло?
3. Как получить мыльные пузыри?
Тема «Снег»
1. Что можно зимой увидеть на улице?
2. Какой он, снег?
3. Какие свойства снега ты знаешь?
4. Что такое лёд?
5. Почему снег лепится, а иногда нет?
6. Почему снег нельзя брать в рот?
Тема «Песок»
1. Расскажи, что ты знаешь о песке?
2. Расскажи, как играть с песком?
3. Какие свойства песка тебе известны?
Средняя группа (дети 4 -5 лет)
Тема «Бумага»
1. что изображено на картинке?
2. Покажи и назови свойства бумаги.
3. Как играть с бумагой?
Тема «Камни»
1. Что это?
2. Расскажи о свойствах камней.
Тема «Резина»
1. Что изображено на картине?
2. Из какого материала эта обувь?
3. Какими свойствами обладает этот материал?
Ребёнку предлагается диагностическая книга «Неизведанное рядом» с изображением объектов и предметов неживой природы, с картинками, изображающими свойства предметов.
Воспитатель предлагает детям рассказать об объекте неживой природы и найти из всех картинок его свойства.
Выявление уровня знаний об объекте оценивается в баллах.
Фамилия, имя
ребёнка бумага камни ткань резина металл пластмас Измер. пр почва глина Д/И Ср. балл уровень
Дидактическая игра «Покажи и объясни»
Цель: выявить умение детей проводить экспериментальную деятельность; выявить умение выдвигать гипотезу и делать вывод.
Ребёнку предлагается покрутить стрелку, рассказать и показать опыт, на который она покажет. От ребёнка требуется: сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подкрепить её экспериментально, сделать вывод.
Предполагаемые опыты: «Окраска воды», «Изготовление мыльных пузырей», «Достань магнит», «Пирожок для Мишки».