Светлана Соболева
Конспект НОД «Путешествие на луг» для детей с умственной отсталостью легкой степени
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на луг
Цель: Способствовать формированию сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями посредством выполнения игровой задачи.
Задачи:
- образовательные:
-совершенствовать умение различать цвет, форму, величину предметов;
- расширять представления о насекомых;
-закреплять умение адекватно воспринимать ритмический зрительный ряд на основе чередования его элементов;
- способствовать становлению навыков речемыслительной деятельности;
- коррекционно-развивающие
Публикация «Конспект НОД „Путешествие на луг“ для детей с умственной отсталостью легкой степени» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- развивать кординаторные умения: глазодвигательную координацию; зрительное, слуховое, тактильное восприятие; пространственную ориентировку;
- расширять спектр обонятельного восприятия;
- содействовать развитию координацию речи с движением;
- формировать навыки целенаправленной деятельности, самоконтроля;
- воспитательная
-воспитывать активность, умение действовать в коллективе, выполняя общую задачу.
Предварительная работа:
-наблюдения за насекомыми,
-рассматривание иллюстраций по теме
-слушание аудиозаписи «Звуки луга», «Звуки насекомых»,
-чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница»
-проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Определи по запаху», «Собери бусы», «Цвет и форма», «Чудесный мешочек»,
-игры с элементами песочной терапии,
- музицирование шумовыми инструментами.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, конструктивная.
Подготовка к образовательной деятельности:
подготовка ТСО, создание оборудования к играм «Собери гусениц», «Назови насекомых», «Бабочки и паук», «Узнай по запаху», «Посади цветок на клумбу», расстановка оборудования; проветривание, влажная уборка.
Оборудование:
- демонстрационный материал: экран, презентация детям, аудиозаписи, дорожка с разновысокими препятствиями, коробка с мелкими геометрическими фигурами, обручи для конструирования, резиновые полусферы, напольные модули; образная игрушка -муравей, имитация речки.
- раздаточный материал: шнурки, деревянные бусины, карточки с образцами, модули, ящики с песком, деревянные втулки с ленточками и бабочками, бобы-зернышки, разборные пособия «Цветы», музыкальные инструменты.
Организация и методика проведения
1. Вводная часть
Орг. момент: создание положительного эмоционального настроя на занятие. Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга и гостей:
- Доброе утро, и всем улыбнись!
Вправо и влево друзьям поклонись.
- Ребята, посмотрите, как много гостей в зале. Поздоровайтесь!
(Дети проходят в зал, осматриваются, здороваются и настраиваются на занятие)
- Ребята, у нас сегодня необычное приключение:
Мы отправимся в поход,
Много нас открытий ждет.
Зашагаем вместе, дружно-
А куда - послушать нужно!
Звуки всех нас окружают
И о многом сообщают!
2. Основная часть
Прослушивание аудиофайла «Звуки луга»(активизация слухового восприятия)
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать аудиозапись:
- Ребята, а куда мы отправимся, вы сможете узнать, если посмотрите на экран?
(Дети слушают, отвечают на вопросы)
- Что это? (- Это луг)
- А что такое луг, вы знаете?
Сергей К. : Ковер травы вокруг.
Сергей П. : Цветов нарядных венчик.
Вадим Щ. : Звонкие кузнечики.
Сергей К. : Бабочки игривые.
Алексей Л. : Жуки неторопливые.
Вадим Щ. : с медом сладким пчелки,
Сергей П: Песня перепелки. -- Вот что такое луг (воспитатель)
Детям предлагается узнать и правильно назвать насекомых:
- Видите, как много насекомых летает над лугом? Вы их узнаете?
Дидактическое упражнение «Назови по стрелке»,
демонстрация презентации (актуализация знаний. Развитие глазодвигательной координации, предметное узнавание)
- Вы, ребята не зевайте, насекомых называйте! (Дети называют насекомых по зрительным картам, в указанном стрелкой направлении)
Демонстрация видеосюжета. Игровая задача «В гости к пчеле»
Детям предлагается узнать по звуку насекомое – пчелу:
- Ребята, кто это? (Дети слушают и смотрят на экран. - Это пчела.)
Просмотр видеосюжета «Пчела»:
На полянке я живу,
на цветочном на лугу.
Не скучаю никогда!
- Я веселая пчела! Здравствуйте! Весной у нас, насекомых, много дел.
Я собираю нектар с душистых цветов.
И приглашаю вас на луг ко мне в гости!
Сейчас идите на зеленую лужайку, там встретите моих друзей-насекомых. Они вам помогут дойти до луга. Шагайте прямо по дорожке!
Воспитатель уточняет цель путешествия: - Ребята, куда нужно идти?
Дети припоминают инструкцию: - По дорожке на зеленую лужайку.
Двигательное упражнение «Выше-ниже» Закрепление понятий «выше-ниже», развитие координации движений.
Поднимай повыше ножки- проложи себе дорожку.
Ногу ниже опускай - по тропинке ты шагай! (Ребята идут по дорожке для перешагивания с разновысокими препятствиями.)
Воспитатель привлекает внимание детей к зеленой лужайке, сообщает цель следующего этапа занятия:Посмотрите, вот лужок,
Задержись-ка здесь, дружок!
На лужайку посмотри, гусениц ты отыщи.
Дидактическое упражнение «Радужные гусеницы»
(Закреплять умение адекватно воспринимать ритмический зрительный ряд на основе чередования его элементов, развивать согласованные движения кистей и пальцев рук)
- Ребята, здесь домик радужных гусениц. Они такие модные и просят помочь выбрать им наряды. Поможем? Гусеницы оставили нам рисунки нарядов! Будьте внимательны!
Дети выполняют нанизывание бусин по зрительному образцу и катают гусениц за шнурок.
Молодцы! Какие гусеницы красивые и нарядные.
Давайте прогуляемся с ними по лужайке.
- Ребята, нам предстоит неблизкий путь. Вы помните, куда мы идем? (В гости к пчеле, на луг.)
Динамическая пауза «По дорожке»
(Развитие двигательной точности, предотвращение мышечного утомления)
Гусеницы подсказывают нам, что дальше надо идти к ручью по тропинке из красных камней.
– Куда дальше двигаемся(- Пойдем к ручью по тропинке из красных камней)
Мы камни увидали – перешагивать их стали.
По тропинке мы пошли: и раз, и два, и три.
Поведет дорожка нас, среди листиков и трав.
Впереди у нас ручей – подойдем к нему скорей.
На пеньке сидит малышка:
ловкий храбрый муравьишка.
- Ребята, кажется, муравей чем-то огорчен! Вы не знаете, чем? (Ответы детей)
Коррекционное упражнение «Мост для муравья»
(Коррекция формо -цветовосприятия развитие стереогнозиса,
создание предпосылок для становления самостоятельности, целенаправленности деятельности)
- Чем мы можем помочь муравью?
Верно, мы можем построить мостик!
Смотрите, здесь и материал для мостика найдется. А какие выбрать детали, нам подскажет муравей. (Дети выполняют задание: узнать на ощупь геометрические формы, выбрать соответствующий модульный материал и построить мостик)
- Ребята, муравей благодарит вас и советует спросить дорогу на луг у других насекомых.
- Где же они? - Смотрите, песок!
На песке всегда хорошо заметны следы насекомых. Давайте поиграем?
Упражнение с элементами песочной терапии «Следы на песке»
(Развитие активности кистей и пальцев рук)
- Где же они? - Смотрите, песок!
На песке всегда хорошо заметны следы насекомых. Давайте поиграем? Представим, что мы насекомые.
-Ставит лапки жук-жучок к нам на желтенький песок.
-Гусеница проложила путь и ее нам не вернуть.
-А кузнечик - прыг да прыг - вот способный ученик.
-Бабочка легко порхает, крылышками лишь задевает. (Дети выполняют движения руками на песке, слушая слова воспитателя)
Демонстрируется видеофрагмент «Бабочка»
На экране бабочка: Помогите! Дети! Дети!
Злой паук расставил сети,
Бабочки летали и порхали, но в сети паука попали!
Спасите моих подружек-бабочек, они гибнут в паутине (Дети слушают и смотрят на экран)
- Где же паутина? Вы, ребята, видите (Дети находят паутину.)
- Вставайте вокруг паутинки и осторожно освобождайте крылья бабочек.
Двигательное упражнение «Бабочки и паук» (Формирование темпа и точности движений)
Дети выполняют упражнение «Закрути ленточку»
- Бабочки благодарят вас! Они говорят, что идти нам надо на запах цветов.
- Смотрите, какие-то баночки, на них стрелки. Может они нам укажут путь?
Дидактическая игра «Узнай по запаху» (Развитие обоняния и пространственной ориентировки)
Дети рассматривают баночки, определяют по запаху, в какой аромат цветов, а затем двигаются по стрелке.
- Надо идти в ту сторону, откуда доносится аромат цветов.
Мы все поспешим на зеленый лужок.
Там каждый отыщет душистый цветок.
А вот и полянка! Но где же ароматные цветы?
Упражнение «Украсим клумбу» (Развитие координаторной активности)
Что делать? Может нам их посадить? Вот обрадуются насекомые!
Вы, когда -нибудь сажали цветы? (ответы детей)
Сейчас попробуем!
-Зернышко в руке сжимай – и в горшочек опускай
-Вот один, а вот другой – расцветай цветочек мой (Дети по зернышку кладут в банку и закручивают крышку с цветком)
Задание на активизацию речемыслительной деятельности «Посади цветок на клумбу»
- Ребята, бабочки будут рады,если Люба и Тима посадят цветы на круглую клумбу.
Жучки будут довольны, если Алеша и Сережа посадят цветы на клумбу квадратной формы.
А пчелки обрадуются, если Вадим посадит цветок и в квадратную и в круглую клумбы.
Сверчок хочет, чтоб их цветок рос не на круглой и не на квадратной клумбе.
Этот цветок посадит Сережа П. (Дети выполняют задания по инструкции)
- Что за дивная краса?
Происходят чудеса –
Луг цветами весь покрылся.
Ах, какая красота! (Дети любуются цветами)
3. Заключительная часть
Сюрпризный момент «Выход Пчелы»(Эмоциональна разрядка)
- Ребята, слышите, кажется, сюда спешат маленькие жители луга.
Появляется пчела и дети
Пчела -Милые друзья мои,
Рада, что меня нашли
Я трудилась, я летала,
Нектар с цветов я собирала.
- Рады встрече вы со мной? Шумно на лугу весной:
Все жужжат, звенят, порхают, словно песенки слагают.
- А вы ребята, любите музыку?
Шумовой оркестр (Развивать чувство ритма)
В. - Будем встречу продолжать,
Будем все в оркестр играть.
Не стоит никто на месте,
Веселятся с нами вместе. (Дети играют на музыкальных инструментах)
Пчела- Я хотела б,
чтоб друзьями мы остались навсегда.
Сладким пряником медовым
угощаю вас друзья!
В: Уважаемая пчела, приглашаем Вас к нам в сад на чай с ароматным пряником. (дети уходят пить чай)