дина ларичева
Диагностические задания «Отражение чувств. Зеркало настроений. Интервью. Необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностическое задание 1.
«Отражение чувств»
Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.
Содержание. Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:
—Кто изображен на картинке?
—Что они делают?
—Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?
—Как ты догадался (ась) об этом?
—Как ты думаешь, что произойдет дальше?
Оценка результатов
Публикация «Диагностические задания „Отражение чувств, Зеркало настроений, Интервью, Необитаемый остров“» размещена в разделах
•3 балла—ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;
• 2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.
Диагностическое задание 2.
«Зеркало настроений»
Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.
Содержание. Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т. д.). Затем дети меняются ролями.
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;
• 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;
• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.
Диагностическое задание 3.
«Интервью»
Цель. Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Материал. Микрофон.
Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия — остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио» : корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».
Оценка результатов
•3 балла — ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3—5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.
• 2 балла — ребенок формулирует 2—3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.
• 1 балл — ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.
Диагностическое задание 4.
«Необитаемый остров»
Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.
Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопосы:
—С чего бы вы начали свое существование на острове?
—Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
— Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
— Кого бы вы выбрали командиром?
—На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
—На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;
• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
• 1 балл —ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.
Диагностическое задание 5.
«Помощники»
Цель. Выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
Материал. Тазики, тряпочки; клей, ножницы, кисти, полоски бумаги; лейки, тряпочки.
Содержание. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе, подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание индивидуально каждой подгруппе:
• помочь маме вымыть столы и стулья;
• помочь дедушке — у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить;
• помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев;
• помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах.
+ умение проявляется;
— умение не проявляется.
Варианты ситуаций взаимодействия детей:
• организация совместной продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование);
• организация театрализованной деятельности;
• организация сюжетно-ролевой игры «Строим новый город» (архитекторы рисуют (проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей; строители строят город по макетам архитекторов; специалисты озеленяют город, создают парки, скверы, аллеи; руководит созданием нового города — мэр).
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;
• 2 балла — ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;
• 1 балл — ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.
Диагностическое задание 6.
«Не поделили игрушку»
Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.
Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей, среди которых есть новая привлекательная игрушка.
Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:
—отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
—никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
—играть всем вместе;
—посчитаться;
—играть по очереди;
— отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение. И так далее.
Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.
Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Варианты возможных конфликтных ситуаций.
Ситуация «Карандаш» : двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический, необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.
Ситуация «Коробка без дна» : двоим ребятам предлагается поиграть встроительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.
Оценка результатов
• 3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
• 2 балла — ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;
• 1 балл — ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.
По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.
Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:
высокий уровень — от 24 до 30 баллов;
средний уровень — от 16 до 23 баллов;
низкий уровень — от 10 до 15 баллов.
Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности
Высокий уровень (24—30 баллов)
Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.
Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.
Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому. Средний уровень (10—15 баллов)
Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.
Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).
Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников, замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.
Низкий уровень (6—9 баллов)
Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.
Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
Приложение 1
Сводная таблица результатов диагностики уровня технологической компетентности детей старшего дошкольного возраста
Группа:___ Дата проведения___
Воспитатели:___
№ п/п
Фамилия И. О. ребенка
Параметры технологической компетентности в баллах
Кол-во баллов
Уровень
№ № № № № № № № № № 1 23456789 Подпись проводившего диагностику___
Параметры технологической компетентности:
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка
ситуации;
2. Умение планировать этапы своей деятельности;
3. Умение понимать и выполнять алгоритм деятельности;
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи;
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии);
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
9. Умение организовывать рабочее место;
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Приложение 2
Сводная таблица результатов диагностики уровня информационной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Группа:___ Дата проведения___
Воспитатели:___
№ п/п
Фамилия И. 0. ребенка
Параметры информационной компетентности в баллах
Кол-во баллов
Уровень
№ № № № № № № № № № 1 2345678910
Подпись проводившего диагностику___
Параметры информационной компетентности:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.) информации;
2. Умение делать выводы из полученной информации;
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему;
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники;
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Приложение 3
Сводная таблица результатов диагностики уровня социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Группа:___ Дата проведения___
Воспитатели:___
№ п/п
Фамилия И. 0. ребенка
Параметры социально-коммуникативной компетентности в баллах
Кол-во баллов
Уровень
№ № № № № № № № № № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подпись проводившего диагностику___
Параметры социально-коммуникативной компетентности:
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
2. Умение получать необходимую информацию в общении;
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение;
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям;
9. Умение принимать и оказывать помощь;
10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.