Нина Дубогреева
Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знатоки детской художественной литературы».
Цель:
1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
2. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
3. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Знатоки детской художественной литературы“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход игры:
Считается, что игра - ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.
Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все, же пожелаю! Перед началом послушайте правила. Если вопрос адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно? Тогда приступим.
Разминка:
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1. «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
3. «Спи, глазок, спи, другой!»
4. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
5. «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
6. «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»
2. Закончите пословицу:
1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
8. «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
3. К какому виду творчества это относится?
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)
Загадки:
а) Весь мир кормлю, а сама не ем (земля).
б) Цветы ангельские, а коготки дьявольские (роза).
в) Бежать, бежать, не добежать, лететь, лететь-не долететь (горизонт).
г) Спит на земле, а утром исчезает (роса).
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :
1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
2. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной
литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию
произведения. Учить оценивать поступки героев,
характеризовать некоторые нравственные качества (добрый,
злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения,
потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании
литературного произведения, но и на особенностях
языка. (Средняя группа)
4 Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
2. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане»,
«Спящая красавица» (старшая, подготовительная)
3. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
4. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я. Тайц «По грибы»,К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
Задание 3
Назовите автора произведения:
1. «Сказка об умном мышонке» (С. Маршак)
2. «Золушка» (Братья Гримм)
Задание 4
Игра в слово : Журавлёнок
Составить из его букв, как можно больше слов, имеющих отношение к природе (жар, кора, крона, рак, ров, лён, жук, ёлка, волк, орёл, клён, лук, луна). Побеждает команда, назвавшая слово последней
Задание 5.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
2… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
Задание 6.
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме филвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
Сигу- дилебе («Гуси -Лебеди»).
Зако-редеза («Коза- дереза»)
Зоркомо («Морозко»)
Кахаржи («Жихарка»)
Косад («Садко»)
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Шама и Ведьмед («Маша и Медведь»)
Задание 7.
«Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом
1. образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
2. короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
3. устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
4. основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
5. короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
6. устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
7. небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
8. вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
9. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
10. короткая, из 2 или 4 строчек припевка, в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
Тест.
Сложите руки перед грудью
(если правая рука сверху-руководитель, если левая - исполнитель).
Сцепите руки замком
(если левый большой палец сверху- эмоциональный склад личности, если правый- аналитический).
Подведение итогов деловой игры.
Спасибо за участие!