Валентина Клевцова
Деловая игра «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через общение с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• дать практическую направленность экологическим знаниям участников;
• развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
• совершенствовать работу по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
• повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,
Публикация «Деловая игра „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через общение с природой“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В игре нашим участникам понадобятся настойчивость, любознательность, фантазия, знание программного материала, методик, технологий, а также умение работать в команде и отстаивать свою точку зрения.
Ход деловой игры
1 часть. Теоретическая
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через общение с природой».
Сегодняшняя игра позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Опыт работы над темой «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через общение с природой» сложился постепенно. Возникновение опыта связано с тем, что муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» находится недалеко от парковой зоны, луга и реки, что дает возможность детям проводить наблюдения за явлениями живой и неживой природы, наслаждаться красотой природы. А также в связи с реализацией программ по экологическому воспитанию дошкольников в течение многих лет.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
В настоящее время проблема экологической культуры дошкольников имеет первостепенное значение и является одной из значимых и актуальных для воспитательной работы. Тем более, что ФГОС ДО выдвигает следующие требования к выпускнику дошкольного учреждения «Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Работа по экологическому образованию осуществлялась в двух направлениях: в организации образовательной деятельности и в режимных моментах. Знания, умения и навыки, полученные детьми закреплялись в повседневной жизни. В ходе формирования у дошкольников экологической культуры выполнены поставленные задачи и получены следующие результаты:
- создана предметно – пространственная среда в группе и на территории («панорама добрых дел», экологический театр, экологический стенд, экологическая тропинка, питомник, уголок нетронутого леса, альпийская горка и др.);
повседневной жизни, по повышению уровня экологической культуры и воспитанности дошкольников, эмоционально-доброжелательного отношения к природе;
сформированы детско-родительские отношения для воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Таким образом, результаты работы автора опыта доказывают целесообразность выбора методов и приёмов работы с детьми по формированию экологической культуры детей через общение с природой.
2 часть. Практическая часть.
Прошу, Вас коллеги разделиться на две команды. Придумайте название своей команды, в которой будет название первоцвета, который, по вашему мнению, нуждается в особой защите. Обоснуйте название команды. За правильный ответ команда получает фишку.
Разминка: Предлагаю игру «Фотоколлаж для животных»
Задание: Составить из двух фотографий одно животное и придумать кличку.
1. Блицопрос. (Каждой команде задается по два вопроса. За правильный ответ команда получает фишку.
1) Условия необходимые для экологического воспитания детей?
Ответ: экологическая комната, уголок природы в группе, участок
2) Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?
Ответ: экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)
3) Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.
Ответ: игра, элементарные опыты и моделирование
5) Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников
Ответ: наблюдение-это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы
2. «В споре рождается истина»
• Назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников).
(Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений)
• На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?
(На воспитателе, который, не ограничиваясь непосредственно-образовательной деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей)
3. Рассуждай -ка
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной?
(красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы?
(лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой?
(Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)
4. Есть ли у комара зубы?
(22 зуба)
5. У кого уши на ногах?
(у кузнечика)
6. Кто пьёт ногой?
(лягушка)
7. Какие птицы зимой потомство выводят?
(клесты и зимородки)
8. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты?
(слюной)
9. Почему белые медведи не могут жить в лесу?
(потому что питаются они только рыбой)
10. Кто всю жизнь проводит в движении?
(акула)
11. У кого язык длиннее туловища?
(у хамелеона)
12. Что у лягушки с языком не так?
(он прикреплён задом наперёд)
4. Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.
Вед: Почему капель звенит,
Или в небе гром гремит?
Сколько ног у паука,
Домик, где у червяка?
Ведь на все вопросы эти
Ждут ответа наши дети.
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Наука о животных. (Зоология)
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Самая высока трава? (Бамбук)
Лесной петух. (Глухарь)
Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
Наука о растениях. (Ботаника)
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Пингвин птица или животное? (Птица)
Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
3 часть. Творческая. Ребусы
Белка Крот
Ласточка Цапля
Подведение итогов игры: команда набравшая большее количество фишек является победителем.
3. Рефлексия деловой игры.