Марина Аббакумова
Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21»ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
составлен
воспитателем
Аббакумовой М. Ю.
с. Левокумское
Публикация «Представление опыта работы по теме „Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
2019 год
Содержание
№ п/п Наименование разделов Стр.
1. Введение 3
1.1 Аннотация 3
1.2 Цель, задачи 3
1.3 Актуальность и перспективность опыта 4
1.4 Условия возникновения и становления опыта, адресная направленность 5
1.5 Новизна данного опыта 7
2. Основная аналитическая часть 7
3. Выводы и рекомендации 8
4. Список использованной литературы 10
5. Приложения 11
5.1 НОД «Как люди помогают лесным обитателям» 12
5.2 Мозговой штурм для воспитателей «Что такое экологическое воспитание в ДОУ» 18
5.3 Перспективное планирование кружковой работы «Юный эколог» 22
5.4 Конспект наблюдения на прогулке на тему «Облака» 27
5.5 Консультация для родителей на тему «Ребенок и природа» 31
5.6. Фотоматериалы 34
1.1. Аннотация.
Природа – это самая лучшая из книг, написанная
на особом языке. Этот язык нужно учить.
Н. Г. Гарин – Михайловский
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Поэтому дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему миру и эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно - экспериментальная и речевая деятельность).
1.2. Цель, задачи.
Цель моей деятельности - формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
• воспитывать основы гуманно - ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
1.3. Актуальность и перспективность опыта, его значение для
совершенствования воспитательно - образовательного процесса
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного его поведения в будущем, когда он станет взрослым.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте природы.
В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "Азбуки природы». Ребенку необходимо научиться осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Для воспитания экологической культуры у дошкольников были пересмотрены все формы детской деятельности. Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит педагогов и родителей.
Актуальность опыта состоит и в том, что природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц, шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит богатым материалом для их развития и формирования положительного отношения к ней.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об окружающем мире, формируется основа экологического мышления.
Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:
- обновления содержания работы по формированию экологической культуры;
- применения современных технологий и методических подходов;
- развития экологических представлений и осознанного поведения в природном окружении;
-развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;
-становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;
- развития предметно-развивающего пространства;
-роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).
1.4. Условия возникновения и становления опыта. Адресная направленность.
Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование, является начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.
В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.
Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, чтобы:
- передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;
-сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных навыков: умение наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
- развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.
В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет ребенку развиваться всесторонне.
Основы экологического воспитания, отражены в образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является: формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно условие возникновения опыты.
Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.
При организации работы опиралась на следующие принципы:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности.
Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их.
Данный опыт работы могут использовать на практике педагоги дошкольных учреждений, а также родители дошкольников.
1.5. Новизна данного опыта.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
2. Основная аналитическая часть.
В основу содержания моей работы по экологическому развитию детей легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
На практике все цели и задачи реализовывались мной через НОД кружка «Юный эколог».
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, целевые прогулки и развлечения, и практическая деятельность.
Хочу подробнее рассказать об используемых мною формах работы.
Дошкольник познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру и понимать природу во многом зависит от нас – педагогов. Поэтому главным в воспитании дошкольника будет игра.
В экологических играх дети закрепляют и расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
- Предметные игры – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на ветке» и т. д.
- Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Фрукты и овощи», «Мир животных» и т. д.
- Словесные игры – «Небо. Земля. Вода», «Кто как кричит», «Угадай кто?»
- Подвижные игры – «Овцы и волки», «День и ночь», «Солнышко и дождик» и т. д.
Также проводились эксперименты и опыты с природным материалом, песком, снегом, глиной, крупой.
ИКТ - «Уроки тётушки Совы», кинофильмы о природе и животных.
Наглядные пособия – плакаты, открытки, энциклопедии, журналы, карточки и т. д.
Важным было и практическая деятельность – уборка территории, благоустройство участка, посадка мини-огорода. Зимой дети сами кормят птиц, а летом сажают огород, разводят цветы в клумбах и т. д.
Проводились различные праздники «День птиц», «День земли», «Берегите матушку – природу».
Особое место занимают природоохранные акции – «Ёлочка - зелёная иголочка», «Птичий ресторан», «Берегите воду».
Создали альбом «Дневник природы», где ребята отмечали не только изменения в погоде, но и делали зарисовки.
Большое значение участию в экологической работе мы придаем родителям наших воспитанников. Они мои первые помощники. И я использовала любую возможность общения с ними на доверительных отношениях. Родители с пониманием относились к просьбам, предлагали свою помощь. Проводила для родителей консультации, беседы на экологические темы.
Они с энтузиазмом принимали участи в конкурсах «Лучшая кормушка», «Домик для скворца». А так же участвовали в различных выставках и мероприятиях. Приносили корм для птиц, рисовали плакаты. С помощью родителей в группе создан уголок живой природы.
Также я вела работу с педагогами. Делилась опытом через показ открытых занятий, педагоги участвовали в мозговом штурме «Что такое экологическое воспитание в ДОУ», провела с коллегами круглый стол «Наша планета Земля». Привлекала воспитателей к участию в моих мастер-классах по экологическому воспитанию. Разрабатывала консультации и памятки.
Важным моментом в кружковой работе является умение высказываться, выдвигать гипотезу. И лучший способ для этого – проверить ее в ходе исследования.
Из всего этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к природе
3. Выводы и рекомендации.
Могу сделать вывод, что поставленные цели и задачи были выполнены. Дети научились:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
-правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
-владеть элементарными навыками рационального природопользования;
-понимать ценность природных объектов.
Считаю, что проведенная работа в дальнейшем поможет детям и у них появится стремление больше узнать о том, что нас окружает.
В заключение хочу подчеркнуть, что методов и приемов для формирования экологической культуры дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству всех воспитателей и родителей.
4. Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.102013г. №155) // СПС Консультант Плюс.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 276 с.
3. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению, СПб., Мозаика-Синтез, 2012. – 176 с.
4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – 319 с.
5. Михайлова З. А, Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников, СПб, ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 177 с.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Просвещение, 2009. – 281 с.
7. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 58-60.
8. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 165 с.
9. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников, М, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2010. – 211 с.
10. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М. : Новая школа, 2012. – 189 с.