Татьяна Тукиш
Чтение и заучивание в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к автор-скому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому всегда рекомендую воспитателям предлагать сюжеты литературных произведений как темы для рисования.
Публикация «Чтение и заучивание в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Всегда использую творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке.
Например, «Найди слова-друзья (подбери к существительному синоним)».
Cильная метель –
плохая погода –
полная тишина –
большое несчастье –
сильный дождь –
буря на море –
«Найди слова-друзья (подбери к прилагательному синоним»
Бесстрашный летчик –
пасмурная погода –
правильный ответ –
занимательный рассказ –
соседняя школа –
смышленый ученик –
«Замени слово похожим (близким по смыслу словом с приставкой»
Ясное небо –
правильный ответ –
жестокий враг –
тихая погода –
«Ответь на вопросы» :
какими словами называют высокую температуру воздуха;
какими словами называют людей одинакового возраста;
какими словами называют наступление темноты?
«Что может быть:
Коричневый, карий (платье, глаза, костюм);
густой, дремучий (лес, туман);
горячий, знойный (лето, вода, привет);
смуглый, темный (волосы, лицо, небо);
старый, пожилой (человек, учебник).
«Подбери слова по смыслу»
Утром к дому прилетела. (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши.
Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.
Считаю, что необходимо постоянно проводить работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Не устаю по-вторять, что должен быть тщательный отбор поэтических произведений, конечно, это должны быть стихотворения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, Н. Рубцова, В. Степанова, Д. Хармса и других. Каждый педагог сам составляет список произведений для чтения и заучивания.
Всегда и для любого возраста актуальны короткие стихи. Дети быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.
Следует учитывать и то обстоятельство, что если не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы в процессе деятельности. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, часто дети испытывают трудности. Мы знаем, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача педагога – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. И учить детей, тому, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.