Галина Сюсюкина
Уголок познавательно-исследовательской деятельности «Царство домовёнка Кузи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Цель: активизировать логическое мышление старших дошкольников.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
- поддерживать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям;
- расширять опыты ориентировки в окружающем мире;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира:
Публикация «Уголок познавательно-исследовательской деятельности „Царство домовёнка Кузи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, причинах и следствиях и др.)
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды - создание уголка, наполнение его необходимыми материалами и оборудованием.
В познавательно-исследовательском уголке согласно требованиям ФГОС интегрируем образовательные области: «Познание», «Социализация», «Труд».
Основным оборудованием в уголке являются :
• основное оборудование: пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки, деревянные шпажки, пластиковые ложки, микроскоп, лупы, глобус, песочные часы, воронки, компас, магниты, подносы, пластиковые тарелочки, (на подгруппу детей, клеенчатые фартуки с нарукавниками;
•природный материал в достаточном количестве листья, веточки, цветы.
Собран гербарий растений произрастающих в Тамбовской области, а так же камешки, глина, земля, песок, мел, ракушки, шишки еловые и сосновые, семена овощных культур, лотоса, перья, мох:
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани;
• технические материалы: гайки, болты;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• красители: пищевые;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши;
• прочие материалы: волчки, зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль.
В уголке познавательно – исследовательской деятельности есть энциклопедическая литература:
куда входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,
альбомы - картинки:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера.
Роль познавательной литературы неоценима. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра - домовёнок Кузя, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.
Также представлены дидактические игры по исследовательской работе, инструкция по технике безопасности при проведении опытов с водой, песком, воздухом.
В нашем познавательно-исследовательском уголке есть материалы, которые распределены по блокам:
- «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
- «Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
- «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки, вырезанные из пластиковых бутылок, материалы для изучения свойств света, цвета);
- "Звук" (пластиковые бутылочки с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);
- "Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
- «Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
модели:
-календарь природы (времена года, дни недели;
-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
*макеты (выставляются соответственно темам недели) :
-царство льда и снега;
-кто живет в жарких странах;
-животные наших лесов;
-пресмыкающиеся;
-насекомые.
В наличии есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
В раздевалке и в группе произрастают комнатные растения, за которыми осуществляется ежедневный уход и умеренный полив, ориентируясь на условные обозначения, дети учатся правильно ухаживать за растениями.
В группе есть тематические альбомы:
-луговые цветы,
-садовые цветы,
-комнатные растения,
-насекомые,
-кузнечики.
В уголке представлены простейшие приборы - волшебные очки (с цветными вставками). Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Душистые коробочки (пластиковые бутылочки). Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Вертушки для игр с ветром. Сувениры (покупные, имитирующие движение жидкости в сосуде. Имитация снега (вата, пенопласт, сентипон).
В игротеке находятся экологические игры, пазлы, лото. Имеются игры по валеологии.
Создана картотека игр:
-"Кто где живет?"
-"О животных"
-" О растениях"
-"Хочу все знать!"
-"Ассоциации"
-"Зоологическое лото"
-Домино "на море, на суше"
-"Большие и маленькие"
-"Кто чем питается"
-"Как растет живое"
-"Кто как появился"
-"Что из чего сделано"
-"Времена года"
-"Развиваем наблюдательность"
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
На окне весной обустраиваем огород. Посадки: пшеницы, лука, салата, гороха, цветов петунии, бархатцев, сладкого перца, помидоров, огурцов. Огород оформляем по сюжету сказок "Репка", "Дюймовочка", "Чиполлино", а также на окне есть сухой аквариум с камешками, ракушками и растениями, где плавают рыбки, уточки и лягушки, ползают улитки. С детьми мы делали тучки и солнышко, бабочек, птичек и украшали ими подоконник. Огород позволяет нам организовать длительные наблюдения за процессом роста растений и условиями их роста.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, познавая мир и направляя их активную деятельность, мы активизируем развитие детских способностей в несложном процессе экспериментирования.