Людмила Ерина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Чудо-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе “ Чудо-соль»
Автор: воспитатель
Ерина Л. М.
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить детей с процессом приготовления соли для творчества;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе „Чудо-соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- учим детей простейшим приемам исследовательской деятельности;
Развивающие:
-развиваем логическое мышление - умение выделять общие и отличительные признаки веществ;
- развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
- развиваем связную речь - учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
Воспитывающие:
- приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента;
- продолжаем формировать навыки самообслуживания - умения приводить в порядок свое рабочее место;
Материалы и оборудование: стеклянный сосуд с водой; соль; лупы по количеству детей; стеклянные баночки пустые; разные виды соли; одноразовые стаканчики на каждого ребнка; тарелки с солью на каждого ребнка, ложки для каждого ребнка; свеча для педагога; иллюстрации; баночки с размельченными сухими мелками. Презентация «Откуда пришла соль?», «Сухой дождь», символы-обозначения, фигуры с примерами.
Предварительная работа:
- Загадывание загадок про соль
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Заучивание пословиц и поговорок о соли.
Словарная работа:
- Соляная пещера;
- Сталактиты;
- Морская соль;
- Кристаллы соли;
- Эксперимент, опыт.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Ход:
Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
А теперь,
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, - слово, какое чудесное,
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте, - скажем, мы этому дню
Здравствуйте, - скажем, мы всем и всему.
Воспитатель:
- Я предлагаю подойти к столу и выбрать смайлик с вашим настроением.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение, ведь сегодня нас снова ждут удивительные открытия! Но сначала, вы должны отгадать загадку:
В воде она родится,
Но странная судьба —
Воды она боится
И гибнет в ней всегда (соль).
Воспитатель: Дети, все верно, исследовать мы с вами будем соль!Но кто знает - где мы можем достать соль? (предположения детей).
У меня есть идея, я позвоню своему другу Профессору, он очень умный и думаю сможет нам помочь! (связывается с ним по скайпу).
Профессор: Здравствуйте дети, здравствуйте Ирина Владимировна, чем я могу помочь вам?
Воспитатель: Уважаемый профессор, мы хотим знать - что такое «соль» и где ее берут?
Профессор: Я вам помогу! (включается презентация). А теперь предлагаю вам пройти в нашу удивительную научную лабораторию, где вы еще и узнаете о свойствах соли. Удачи вам!
Вход в лабораторию через «сухой дождь». Дети при входе вытягивают фигуру с примером, решают и называют ответ, проходят на рабочее место, обозначенное этим номером.
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории.
Давайте вспомним, кто работает в лаборатории (исследователи).
Мы с вами тоже юные исследователи и наш девиз:
Ребенок:
Эй, ребята, шире шаг!
Нам скучать нельзя никак!
Нет, наверно, в целом мире
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Что для края и страны наши знания нужны!
Воспитатель: Дети, давайте оденем специальную одежду (дети надевают халаты и шапочки).
Перед вами лабораторное оборудование, с помощью которого вы будете исследовать соль, а я буду следить за процессом.
Для того чтобы наши движения были чёткими и уверенными, нужно подготовить наши пальчики (делают пальчиковую гимнастику).
Мы капусту рубим - рубим,
Мы капусту мнём – мнём,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём.
Воспитатель: Приступаем к исследованию (воспитатель озвучивает задание эксперимента, комментируя свои действия, дети выполняют задания самостоятельно и отмечают в листе наблюдений).
Опыт 1
Что у вас в стаканчиках? Давайте насыплем немного соли на лист картона, что заметили? При помощи чего мы можем рассмотреть, из чего состоит соль? (при помощи лупы). Что видите? (крупинки, зернышки). Какого цвета? (белого) Как узнать, чем соль пахнет? Какой можно сделать вывод? (соль белого цвета, состоит из мелких частиц – кристаллов, сыпучая, солёная, без запаха).
Опыт 2
На что похожа соль? (высказывания детей). Чем похожа на снег? Давайте попробуем надавить ложечкой на соль, что слышите? (слышен хруст, скрип, как снег «скрипит»).
Опыт 3
Мне нужны 2 помощника: 1 ребёнок опускает сырое яйцо в ёмкость с обычной водой что происходит? (опустилось на дно) Теперь 2 ребёнок добавляет 3 ложки соли в ёмкость с водой, размешивает соль. Куда делась соль? (растворилась в воде). Вода стала, какой? (солёной) Опускает сырое яйцо в солёную воду. Что происходит? (яйцо плавает). Какой можно сделать вывод? (высказывания детей). Солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности.
Опыт 4
А как вернуть соль из воды? (высказывания детей) Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Что происходит? Что остаётся в ложке после выпаривания воды? Какой вывод? (соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду).
Воспитатель: Дети, а соль еще можно назвать художницей? Она помогает нам в творчестве. Но сначала нам необходимо изготовить цветную соль.
Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски - гуашь. А мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола. Сейчас каждый из вас насыпьте в стакан с солью по 2 столовых ложки мелков (цветного порошка). Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами – цветная соль. Теперь заполняйте солью свою баночку. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Выполнение детьми работы под спокойную музыку, воспитатель при необходимости помогает.
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня я буду писать отчёт о наших исследованиях. Как выдумаете, что можно написать в отчёте,что мы сегодня нового узнали о соли и ее свойствах?
Дети выходят и выкладывают на доске символы-обозначения своих наблюдений.