Татьяна Суняйкина
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Гласит китайская пословица.
В своей работе мы старались придерживаться этих слов, ведь в каждом ребенке живет маленький исследователь, который готов ежесекундно покорять новые вершины и изучать неведомые горизонты. И тому подтверждение – любознательность детей, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Публикация «Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети стремятся к активной деятельности и нам, как воспитателям важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Прежде, чем начать свою работу нами была подобрана и изучена необходимая литература: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой».
Поэтому целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.
Формы работы, которые мы использовали:
совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры, беседы, наблюдения)
наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей :
в группе создан экспериментальный уголок в котором имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т. д.).
проводились беседы на тему: «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.
были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
«Можно ли пить талую воду» - показали детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды;
«Ходит капелька по кругу» - дали детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомили детей с качествами и свойствами резины; учили устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования;
«В мире стекла» - помогали детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«В мире пластмассы» - знакомили детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогали выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
«Дерево умеет плавать» - расширяли представление о дереве, его качествах и свойствах; учили устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомили детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода» - расширяли знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
«Ткань и ее свойства» - познакомили с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывают влагу).
«Воздух невидимка» - дали представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный. о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло);
«Четыре принцессы». Познакомили детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.
«Волшебные кирпичики». Познакомили детей с понятиями сутки, дни недели, неделя, месяц, год. Объяснили значимость дней недели для жизни человека. Воспитывали интерес к математике.
«Путешествие в прошлое часов». Познакомили детей с действием и строением солнечных, песочных и механических часов.
Игры-путешествия. Познакомили детей с отдалё нными территориями: Северный полюс, Африка, джунгли. Структура игры состоит из виртуального перемещения детей в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные.
О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В своей работе создавали образовательные ситуации:
«Спор игрушек» - учили детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
«На чём полетят человечки» и учили выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовали дидактические игры:
«Расскажи о предмете»;
«Отгадай материал»;
«Где спрятался воздух»;
«Что из чего будет»;
«Чудесный мешочек».
В результате НОД и опытов-экспериментов дети:
овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
познакомились с явлениями природы;
получили представление о круговороте воды в природе;
уточнили знания о воде, о ее состояниях;
познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
с удовольствием высказывали предположения и вместе с нами учились делать выводы.
В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.
Считаем необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.