Ларионова Оксана
Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушение речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время встречаются большое количество детей с нарушением звукопроизношения. Во многом это связано с тем, что ребята не могут владеть своим артикуляционным аппаратом. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика, что служит одной из причин более позднего становления звуков речи.
Известно, что развитие мелкой моторики рук, благотворно влияет на речь ребенка. Поэтому в своей работе я использую прием биоэнергопластики. Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Некоторые исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, особенно если они пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии.
Публикация «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушение речи» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Прием биоэнергопластики можно использовать при артикуляционной гимнастике, при постановке звуков, их автоматизации и дифференциации. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
При постановке звука прием биоэнергопластики помогает ребенку наглядно увидеть и почувствовать положение органов артикуляции для конкретного звука. При автоматизации звука можно использовать такие игры, как «Трафарет». Ребенок обводит картинку по контуру, произнося при этом звук - отрывисто и протяжно. Для формирования навыков правильного звукопроизношения в словах и фразах можно использовать различные игры на развитие мелкой моторики рук. Например, игра «Башенка-загадка», ребенок не только повторяет за логопедом загадку и отгадывает ее, но и строит башню из кубиков с картинками отгадками. Также можно использовать различные виды шнуровок. В индивидуальной работе над произношением я использую известные приё мы: лабиринты, пальцеходы, узловки, счётные палочки, природный материал и пр. Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, выкладывать по порядку счётные палочки, раскладывать камешки, ракушки и пр.
Одно из главных преимуществ применения приёмов биоэнергопластики при автоматизации – это то, что ребёнок, стараясь правильно и точно выполнять движения рук учится произносить поставленные звуки в свободной спонтанной речи.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.