Асия Маняпова
Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно - деятельностный подход. В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», где все процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Основной целью является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Публикация «Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевыми нарушениями.
«Связная речь, - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Ведь связная речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Дети с ОНР, обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
По данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. Какова же причина такой динамики? Современные дети окружены изобилием развивающих игрушек и мультфильмов, специализированных мультимедийных программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина) показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это дети с проблемами в развитии речи. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление,
особенно, речь.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует, непроизвольно высовывает язык.
Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. По их данным движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. На современном этапе одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. А идею в России развила кандидат педагогических наук Ирина Курис. Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а, значит, - и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопласти способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Свою коррекционную работу я опробывала с детьми посещающими группу компенсирующей направленности «Речецветик» МАОУ СОШ №14 (с/п «Детский сад»). Попадая в логопедическую группу, ребенок вынужден «трудиться»значительно больше, чем в обычной группе детского сада, по скольку он должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой, но и приложить усилия для преодоления своих речевых дефектов. Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Основой являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.
Биоэнергопластику можно использовать на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановки звука и автоматизации его в облегчённых фонетических условиях. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Регулярные занятия над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, при этом усиливая их результативность.
В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).
Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите еще раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, помогать ребенку нужно в сензитивный период!
И только компетентный педагог, способный к самосовершенствованию может вовлечь ребенка в процесс познания и научить ребенка учиться. Ведь не зря гласит мудрость:
РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ…
Список литературы
1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2010. – 171 с.
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Современная Россия, 1973. – 144 с.
3. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М., 2004. – 173 с.
4. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989
6. Шашкина, Г. Р. Изучение особенностей дошкольников с ОНР и ознакомление со спецификой коррекционной работы / Учебное пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва, 2000. – 132 с.
7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : АльянС, 2014
8. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
9. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П. : Детство – Пресс, 2014, 96 с.
10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
11. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т. В. Будённая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
12. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
13. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 2001.- 144 с.
14. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 1999.-136 с.