Светлана Гнилицкая
Конспект беседы с родителями «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема беседы : «Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе».
Возрастная групп : подготовительная.
Цель беседы : оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе.
Вводная часть
Публикация «Конспект беседы с родителями „Особенности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент в жизни ребенка. Теория и практика показывает, что готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется несформированностью мотивации; низким уровнем самоконтроля; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено. Дети с ЗПР быстро утомляются, иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Все это свидетельствуют о необходимости проведения психолого-педагогической коррекции готовности к школе детей с ЗПР.
Основная часть
Успешность подготовки ребенка с ЗПР к обучению в школе во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателей и родителей. Основная задача родителей – создать ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития. Родители должны помнить, что основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься ребенку в игровой форме.
Во-первых, необходимо уделить особе внимание развитию мелкой моторики ребенка. Для этого предлагайте ребенку вырезать ножницами, предварительно повторив правила обращения с ними. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию.
Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки. Много вариантов пальчиковой гимнастики используется в ДОУ и помещено в уголок для родителей. Кроме этого, в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками.
Предложите ребенку выполнить письменные задания: обнести контур фигур, выполнить штриховку и т. п. Следите, правильно ли ребенок держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Перед началом выполнения задания сначала проговорите его, убедитесь, что ребенок вас услышал. Если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нем уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребенок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке).
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок. Используйте рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, лепку из соленого теста и пластилина.
Во-вторых, важно развивать у ребенка усидчивость, т. е. умение концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для этого предложите ребенку пазлы, мозаику, конструкторы. Займитесь совместно с ребенком созданием картин и украшений из бусинок и бисера. Читайте ребенку сказки и обсуждайте текст и иллюстрации. Предложите ребенку выполнить логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
В-третьих, очень важно развивать внимание ребенка. Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.
1. Игры на развитие устойчивости внимания: «Что изменилось?», «Куда расплываются рыбки», «Лабиринт», «Составь квадрат».
2. Игры на развитие концентрации и объема внимания: «Нанизывание бусинок», «На витрине магазина», «Помоги Петрушке найти свой домик».
3. Игры на развитие объема внимания: «Найди два одинаковых предмета», «Выкладывание узора из мозаики», «Кто внимательнее?», «Недостающие детали».
4. Игры на развитие переключения и распределения внимания: «Найди отличия», «Строители», «Найди героев передачи», «Куда идем мы с Пятачком», «Рыба, птица, зверь», «Запомни фигуры», «Что было бы, если…».
5. Игры на развитие слухового внимания: «Что мы слышим?», «Летает – не летает», «Исправь ошибки», «И я там был».
6. Игры на развитие избирательности внимания: «Поиск образцов», «Найди такого же котенка», «Найди слова, в которых есть слог образец», «Найди фигуры, из которых состоит домик», «Где чья собачка?».
7. Игры на развитие произвольного внимания: «Слушай команду», «Смотри на руки», «Что где лежит?», «Найди двух одинаковых животных», «Два гнома», «Вам барыня прислала», «Найди лишнее в рисунке».
В-четвертых, важно развивать у ребенка мотивационную готовность к обучению в школе. Играйте с ребенком в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Затем поменяйтесь ролями: предложите ребенку побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребенку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу.
Помните, что главное при работе с детьми с ЗПР – благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность. Снижайте уровень тревоги ребенка похвалой, словами любви.
Заключительная часть
Таким образом, процесс подготовки ребенка с ЗПР к обучению в школе нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.