Нина Александровна Волкова
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Осень».
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Познакомить детей с разными временными периодами осени. Формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам, к народным праздникам. Развивать детскую любознательность. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, в отчётливом произнесении звуков "ж" и "ш".
Материал к деятельности: Презентация «Осень».
Беседа.
Публикация «Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста „Осень“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
— Дорогие друзья, календарь природы листаем, что-то новое узнаем. По реке времени проплываем, тайны осени раскрываем. В сентябре лето кончается, осень начинается. Ранняя осень нас встречает, вместе с нами гуляет. В сентябре ещё не грустно. Тёплый полдень, всё в цветах. Картофель и капуста поспевают на полях. Птичий гомон не смолкает, но прохладная пора о себе напоминает нудным дождиком с утра. В сентябре празднуют Осенины. Женщины и девушки водят хороводы, просят Осень уберечь семью от несчастья, подарить благополучие, благодарят родную землю за дары. Дети, какие изменения в природе происходят ранней осенью?
— Золотая осень пришла, краски с собой принесла. Засияла листва, багрянцем и золотом горя. В сентябре лист на дереве не держится. Листопад, листопад, листья кружатся, летят. Сентябрь птиц в дорогу торопит. Дети, какие изменения в природе происходят золотой осенью?
— Поздняя осень придёт, холод принесёт. В октябре деревья сбрасывают листву, готовятся к зиме. В октябре часто идут дожди, на дорогах грязь. Животные готовятся к зиме, белки, бурундуки, мыши, хомяки грибы, плоды, семена собирают, на зиму запасают. Последние птичьи стаи покидают наши края. Залегают на зимнюю спячку сурки, барсуки, ежи, медведи. 14 октября, по народному календарю Покров день. Народ считал, что в Покров осень с зимой встречаются. Народные поговорки: «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда – осень, после обеда – зимушка-зима». К Покрову заканчивают хлебопашцы полевые работы, убирают хлеб в закрома. С Покрова скот не выгоняют на пастбище, а держат в хлевах и кормят сеном, люди утепляют свои дома. Покров, означает покрывать, защищать. Природа покрывает землю снегом, защищает её от морозов. Русский народ представлял Покров в виде батюшки, защитника и обращался к нему «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!» К Покрову хозяйки пекли блины, праздничный каравай хлеба, угощали родных и соседей. Дети, какие изменения в природе происходят поздней осенью?
— 1 ноября осень проводим, зиму встретим. Ноябрь – ворота зимы, предзимье. В ноябре зима в дверь стучится, посылает вперёд себя снега да холода. Дети, назовите, пожалуйста, периоды осени?
— Осень по реке времени пробегает, всё изменяет. Ранняя осень – начало осени. Золотая осень – пора листопада. Поздняя осень – глубока осень, подготовка к зиме. Предзимье – переход к зиме. Чудесно! Спасибо, дети! По реке времени мы с вами плыли, тайны осени раскрыли.
Весёлые упражнение «Засыпают все леса».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Жук летал, жук жужжал,
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Руки в стороны, бег по кругу. жужжание.
Осень жук провожал. Остановились, машем одной рукой.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Жужжание.
Жалко нет тепла, Пожимаем плечами, руки в стороны.
Засыпают все леса. Присели, ладошки по щёку.
Шорох ножками шуршал,
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Идём по кругу, руки согнуты в локтях, шаркая ногами. Шуршим
Шорох ласково шептал: Остановились, наклон, руки вниз.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Покачать руки вправо-влево, шуршим.
Тишина, тишина. Выпрямились, руки в стороны.
Засыпают все леса. Присели, ладошки по щёку.
2. — Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, помогите мне рассказать об осени с помощью слов-наоборот. Вы готовы?
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
1. Лето ушло, осень … (пришла).
2. Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
3. Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
4. То тёплая, то … (холодная).
5. То солнечная, то … (пасмурная).
6. На улице то сухо, то … (сыро).
7. Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
8. Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).
9. Настроение осенью то грустное, то … (радостное).
10. Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
11. Некогда лениться, нужно … (трудиться).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.
— Отлично! Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.
Словесная игра «Да или нет, осенняя».
— Дети, в осеннюю игру «Да или нет» играем, быстро отвечаем.
Игровое правило. Если вы согласны с высказыванием, скажите «Да-да-да», если нет – «Нет-нет-нет».
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!
1. Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)
2. Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)
3. Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)
4. Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)
5. Листья осенью желтеют. (Да-да-да.)
6. Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет.)
7. Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.)
8. Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)
9. Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)
10. Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)
Если ответы разные. Педагог останавливается на предложение и выясняет, почему тот или иной ответ верный или неверный.
— Чудесно! Молодцы, дети! Сообразительность проявили, хитрости осенние уловили.