Светлана Казаненкова
Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению»
Казаненкова С. С.
Проблемы повышения подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению очень актуальна до сих пор, несмотря на множество исследований в данной области. Так, Левиной Р. Е. (1961) было установлено, что большой процент (25-30%) учащихся с недостатками речи испытывают трудности в овладении чтением и письмом - и что это можно отследить еще на этапе их подготовке к школе. Дети часто не имеют необходимого запаса практических языковых наблюдений, которые формируются у каждого нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства и впоследствии помогают в деятельности, связанной с усвоением грамоты.
Публикация «Особенности подготовки дошкольников с ОНР к обучению чтению» размещена в разделах
Левина Р. Е., Каше Г. А., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. указывают, что при недоразвитии речи у детей наблюдается неточность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова. Избирательное неусвоение букв вызывается не слабостью удержания графических начертаний, а несформированностью обобщения звуков. Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо различают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют их в произношении, тогда обобщенное представление о данном звуке носит не четкий характер, а восприятие букв затрудняется.
Чрезвычайно затрудненным у детей с общим недоразвитием речи и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, дифференцировав его от других. Кроме того, он должен иметь представление об обобщенном его звучании. Слитному произнесению слогов помогает смысловая догадка. Слить звуки в слоги - это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом.
При этом, как отмечает Ефименкова Л. Н. (1991, недоразвитие речи выражается на письме в виде смешения, замены букв, например: «ожик» вместо ёжик, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки и т. п., а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые дети не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.
Богатство словарного запаса имеет важнейшее значение для овладения грамотным письмом. Бедность словарного запаса, трудности сопоставления слов с различными и сходными лексическими значениями, проявляющиеся у детей с общим недоразвитием речи, вызывают затруднения при подборе проверочного слова, осложняют овладение правописанием безударных гласных. Достаточность словарного запаса имеет первостепенное значение также и для усвоения слитного и раздельного написания слов. Ошибки этого рода объясняются тем, что дети неясно представляют себе значения слов.
Недостаточность лексико-грамматического развития речи также вызывает трудности в овладении письменной речью. Так, трудности установления синтаксических связей в предложении обусловливает замену слов при чтении и письме. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, а сам анализ затруднен. Так, при чтении фразы «Мама сварила кашу» ребенок с нормальным речевым развитием может уже при чтении слова «сварила» догадаться, какое будет окончание в слове «каша».
Недоразвитие связной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, затрудненное понимание причинно-следственной связи приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения испытывают значительные трудности при написании изложений и сочинений.
Рассмотренные выше трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи, при овладении чтением и письмом доказывают необходимость большой подготовительной работы над фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной сторонами речи детей в целях достижения грамотного письма. Рау Е. Ф. (1963) отмечает, что если не уделить должного внимания воспитанию речи ребенка в дошкольном возрасте, он придет в школу с недостатками речи, которые могут послужить причиной его неуспеваемости - школьник будет писать так же неправильно, как говорит. Она указывает, что всего этого можно избежать, если в дошкольном возрасте уделить серьезное внимание воспитанию речи ребенка.