Валентина Ивановна Филатова
Центр литературного чтения, как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Филатова В. И., воспитатель МБОУ
гимназия «Лаборатория Салахова»
г. Сургут
Центр литературного чтения как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Проблема воспитания читательского интереса у дошкольников остаётся актуальной. Рассматривая актуальность данной проблемы в социальном аспекте, нужно отметить, что сегодня уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книгам другие источники информации: телевидение, компьютер. А как результат этого, школьники не любят, не хотят читать. Приобщая детей к книгам, мы воспитываем личность, развиваем нравственные и эстетические качества, формируем грамотную речь. Проблемой воспитания читательского интереса у дошкольников в педагогике и психологии занимались такие выдающиеся деятели педагогического труда, как В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и многие другие. Например, В. А. Сухомлинский в своих работах изучал у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. К. Д. Ушинский описывал важность воздействия книг на нравственное воспитание личности. Советский педагог Тихеева Е. И. отмечала неисчерпаемое богатство русского языка при чтении детям детской литературы.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературное чтение
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Чтение, детская литература
- Темочки
«Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления». (11)
Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге играет центр литературного чтения. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Основной принцип центра литературного чтения, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в центре литературного чтения можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
В соответствии с требованиями СанПиН (от 15 мая 2013г.) к устройству центра литературного чтения предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, портреты писателя.
В центре литературного чтения должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.
В оформлении центра литературного чтения каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в литературном центре, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать дежурство в центре литературного чтения, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов.
Рассказ воспитателя, с учетом требований ФГОС, должен отвечать следующим требованиям:
- факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
- изложение должно быть образным, интересным;
- рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы;
- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;
- рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;
- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;
- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают, и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы проводится выставка книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
В старших группах в центре литературного чтения могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.
Кроме книг, в центре литературного чтения могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.,
Следует иметь в виду, что дети старшего дошкольного возраста достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литературными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.
Общение воспитателя и ребенка в центре литературного чтения носит особо теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств. Постоянное индивидуальное общение дошкольников в детском саду с литературным и изобразительным искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создает тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще и подлинного, талантливого читателя» (Ганкина Э. З. 1977, с. 150).
Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Определяется цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках. В течение всего времени с детьми проводится ряд мероприятий, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги проводится серия познавательных вечеров «Это знать интересно». При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми находят познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляют ее для детей. Так, для детей, силами родителей, готовится мультимедийная познавательная презентация на тему "От гусиного пера до современной авторучки", где дети знакомятся с историей первых книг. Полученные детьми знания о том, как появляется книга, оформляется в коллективный коллаж «Как создается книга?». Одной из тем познавательных вечеров может стать тема «Где живут книги». На данном мероприятии знакомят детей с профессией библиотекарь, затем приглашают их посетить библиотеку. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомят детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами. Также проходит знакомство с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база). С целью повышения эффективности работы по приобщению старших дошкольников к книге проводится акция «Твой друг - библиотека».
Для обогащения «центра литературного чтения» в группе проводится акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников принимают участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнят предметно – развивающую среду «Центр литературного чтения».
В рамках реализации проекта в образовательном учреждении проводится смотр -конкурс "Читательский альбом", где дети совместно с родителями готовят альбомы, проявляя при этом творчество и фантазию. Дети выступают в роли иллюстраторов альбомов.
При проведении театрализованных игр, дети показывают свои знания произведений художественной литературы, что способствует повышению их познавательной активности.
При проведении познавательных вечеров "В этот вечер у нас" проводится знакомство детей со сказками народов Севера. Родителей знакомят с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом, предлагаются наглядно-информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, предлагаем родителям поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители.
Таким образом, учитывая выше изложенное, мы пришли к выводу, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду, развивает интеллектуальную готовность к школе.
Список используемой литературы
1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М. А. Алексеева, Б. И. Яшина. – М: Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст] / Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/ Л. И. Божович // : избранные психологич. труды. - СПб. : Питер,2009. - 398с.
4. Байбородова, Л. В. Литературное чтение и обучение [Текст] / Л. В. Байбородова. – М. : Аркти, 2007. – 72 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//svouo.dogm.mos.ru/presscentr/news/detail/891433.html.