Гродникова Екатерина
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе»
Подготовила : Гродникова
Екатерина Константиновна
воспитатель
ГБДОУ № 129
Невского района Санкт-Петербурга
2019
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Старшая группа
- Темочки
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.
Хотелось бы представить свой опыт работы по формированию графомоторных навыков у воспитанников подготовительной группы «Сказка» ГБДОУ № 129 .
Начнем с самого понятия.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя :
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Успешность формирования графического навыка у детей во многом зависит от соблюдения при работе основных гигиенических правил:
• Сохранять правильную позу при выполнении графических упражнений;
• Правильно держать пишущий предмет (карандаш, ручку);
• Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при выполнении графических заданий.
Основополагающим критерием развития графомоторики является развитие мелкой моторики. Для этого были использованы следующие специальные упражнения:
– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;
– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
– стирание ластиком нарисованных предметов;
– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Мною были подобраны игры и упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.
Повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.
Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.
При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, взрослый тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
Подобные игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.
Для работы воспитанниками были использованы следующие задания:
- рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;
- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.);
- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;
- лабиринты;
- игра «Что перепутал художник?»;
- дорисовывание симметричных фигур;
- выкладывание картинок из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков.
Опираясь на опыт своей работы, могу сделать вывод, что успешность формирования графического навыка зависит от обучения правильным приёмам действий, от четкой и понятной инструкции: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудомким для ребнка. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещ в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведт к снижению успеваемости.