Папки-передвижки

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе

Гродникова Екатерина
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе»

Подготовила : Гродникова

Екатерина Константиновна

воспитатель

ГБДОУ № 129

Невского района Санкт-Петербурга

2019

Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» размещена в разделах

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.

Хотелось бы представить свой опыт работы по формированию графомоторных навыков у воспитанников подготовительной группы «Сказка» ГБДОУ № 129 .

Начнем с самого понятия.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя :

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Успешность формирования графического навыка у детей во многом зависит от соблюдения при работе основных гигиенических правил:

• Сохранять правильную позу при выполнении графических упражнений;

• Правильно держать пишущий предмет (карандаш, ручку);

• Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при выполнении графических заданий.

Основополагающим критерием развития графомоторики является развитие мелкой моторики. Для этого были использованы следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Мною были подобраны игры и упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности.

Повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.

При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, взрослый тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.

Подобные игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Для работы воспитанниками были использованы следующие задания:

- рисование узоров на листе бумаги в клеточку, не отрывая руки от бумаги и не вращая лист;

- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.);

- создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;

- лабиринты;

- игра «Что перепутал художник?»;

- дорисовывание симметричных фигур;

- выкладывание картинок из пуговиц, крупы, палочек, цветных камешков.

Опираясь на опыт своей работы, могу сделать вывод, что успешность формирования графического навыка зависит от обучения правильным приёмам действий, от четкой и понятной инструкции: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.

В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудомким для ребнка. Если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещ в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведт к снижению успеваемости.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению через реализацию тематических проектов и связь с социумом.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников «Развитие мелкой моторики — показатель интеллектуальной готовности к школе» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Презентация «Формирование готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе» .

Презентация «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к обучению в школе» В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное из условий существования системы.

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста «Русская изба в сказках» Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста в проекте «Русская изба в сказках». Воспитатель: Лукьянова И. В. 2019.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Автор: Кутовая Екатерина Александровна, учитель – логопед. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Учитель – логопед МБДОУ д/с №58 Пономаренко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
Опубликовано: 11 апреля 2019 в 10:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Гродникова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД