Черкашина Лейла Ганиматовна
Программа по художественно-эстетическому направлению «Акварелька» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа по художественно-эстетическому направлению
«Акварелька»
для детей старшего возраста
Подготовила воспитатель:
Черкашина Лейла Ганиматовна
с. Белая Глина, 2018г.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа по художественно-эстетическому направлению „Акварелька“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной следует, как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь ребёнок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечая мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у ребят развивается образное мышление. Творчество заложено в детях самой природой. Ребята любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности у детей.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.
Новизна и практическая значимость программы «Акварелька» заключается в интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг монотипия и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работу детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы :
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности, и главным образом, самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Программа «Акварелька» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст и подготовительная к школе группа). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 10 человек. Занятия по программе «Акварелька» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий с каждой группой - не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут - в подготовительной группе.
1.2Задачи программы :
Обучающие:
*Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой, коктельными, трубочками, ватными палочками, и т. д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности : рисовании, лепке, аппликации.
*Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д.
*Создавать условия для развития глазомера, мелкой моторики рук.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
Воспитательные:
*Формировать культуру труда и трудовые навыки.
*Совершенствовать коммуникативные навыки способности детей.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
1.3. Целевые ориентиры освоения программы
Целевые ориентиры освоения программы :
• Дети хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками.
• Фантазируют и создают необычные образы, используют мятую бумагу и поролон.
• Отщипывают пластилин и аккуратно наносят его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его.
• Создают выразительные образы, используя различные техники рисования.
• Используют сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа.
• Плодотворно взаимодействуют с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ.
• Могут комбинировать несколько видов нетрадиционных техник в одной работе.
•
Социальная значимость кружка «Акварелька»
• Учавствуют в общероссийских конкурсах в сети Интернет;
• Учавствуют в муниципальных и краевых конкурсах художественно - эстетической направленности;
• Выставки детских работ в детском саду;
• Составление альбома лучших работ;
• Презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
• Творческий отчет воспитателя – руководителя на педсовете.
1.4. Структура образовательного процесса
Программа построена на основе программы по изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, использованы пособия «Увлекательное рисование методом тычка» К. К. Утробин, «Рисование с детьми дошкольного возраста» под ред. Р. Г. Казаковой. Разработано перспективное планирование, создана предметно – развивающая среда, которая более эффективно помогает организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Программа реализуется через организацию работы кружка «Акварелька» для детей 6-7 лет.
Программа рассчитана на 36 занятий. Занятие проходит один раз в неделю длительностью 30 минут. Время проведения: вторая половина дня.
2. Содержательный компонент программы
2.1. Вариативные методы и формы реализации программы
В программе предусмотрены следующие вариативные формы обучения, включающие:
- занятие–беседа;
- практические подгрупповые и фронтальные занятия;
- использование схем и моделей;
- игровые приемы;
- практическая игра;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчает работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества воспитанника через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
В результате выполнения подобных заданий дети воспринимают взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию детей, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- улучшению цветовосприятия;
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
-расширению и обогащению художественного опыта;
-формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом;
-сформируются навыки трудовой деятельности, активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Перспективный план работы
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал
Сентябрь
1
«Золотая осень». Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Ваза для цветов Печать (печатками, по трафарету)»знакомая форма- новый образ» Закрепить умения составлять простые узоры, используя технику»старая форма- новое содержание»для рисования формы вазы. Учить развивать чувство композиции. Краска, кисти, бумага.
3» Бабочки». Монотипия, обведение ладони и кулака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая)Развивать пространственное мышление. Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.
4
«Ежик на опушке Тычек жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. Закрепить умение пользоваться техниками «тычек жесткой полусухой кистью»,»печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. Лист белого цвета, гуашь, поролоновые тампоны смятая бумага, принадлежности для рисования.
Октябрь
1
«Подсолнух». Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.
2
«Осеннее дерево» Рисования ладошками Познакомить с нетрадиционной техникой. Учить использовать ладоньБ как изобразительное средство, окрашивать ее в коричневый цвет делать отпечаток. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. Коричневая и цветная гуашь, кисть тонкая и толстая салфетка, баночка с водой.
3
«Цыпленок» Гуашь, ватные диски, палочки Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей
4
«Платок для мамы» Ниткография Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук,определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки. Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.
Ноябрь
1
«Медведь в лесу» Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость, формировать умение рисовать гуашью используя тычок, самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения. Бумага, гуашь, жесткие кисти,стакан с водой,салфетки.
2 «Фрукты на тарелочке». Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, развивать аккуратность, четкость, внимание,фантазию. Плотный картон,, крупа, трафареты фруктов,простой карандаш,кисти, емкость для крупы,клей ПВА.
3
«Мышка». Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.
4
«Первый снег». Оттиск печатками из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Листы бумаги, цветные краски, салфетки
Декабрь
1
«Снежная семья». Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2
«Елочка». Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
3
«Елочка» Монотипия. Совершенствовать умение рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения, воспитвывать аккуратность. Листы бумаги гуашь, кисти, емкость с водой.
4
«Зимний пейзаж» Рисование зубной пастой Познокомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать у детей умение работать индивидуально, аккуратно. Цветной картон (черный, синий, зубная паста, салфетки.
Январь
1
«Мои рукавички». Оттиск пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.
2 «Снеговичок» Комкание бумаги (скатывание) Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
3 «Дед Мороз». Аппликация из ваты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
4
«Зимний вечер». Граттаж Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно- белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности,как линия, штрих, учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Свеча, гуашь, (черная, синия) деревянные палочки
Февраль
1
«Мое любимое дерево». Рисование мазком, монотипия, набрызг. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.
2
«Забавные животные» Кляксография. Пена Развивать фантазию и творчество в рисовании, создавать образы животных. Листы бумаги, окрашенная мыльная пена, трубочки, акварель, кисти.
3
«Самолет» Пластилинография Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. Цветной картон с изображением самолета пластилин.
4
«Подарок папе». Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации
Март
1
«Весна пришла» Восковые мелки Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику, цветовоспиятие, учить рисовать восковыми мелками Листы бумаги А4, восковые мелки, Илюстрации с изображением весны.
2
«Цветок для мамы». Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
3
«Берег реки». Рисование по сырому фону Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
4
«Весеннее небо». Рисование по сырому фону Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
Апрель
1
«Пасхальное яйцо» Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.
2
«Расцвели одуванчики». Метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
3
«Загадочный мир космоса». Кляксография Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали обьектов, полученного в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Картон формата А4 гуашь, кисти, иллюстрации с изображением космоса.
4
«Белые лебеди». Рисование способом тычка Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
5
«Золотая рыбка» Пластилинография Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур рыбки, учить рисовать рыбки с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа, воспитывать бережное отношение к природе. Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки
Май
1»Одуванчик вдруг расцвел» Восковой мелок, акварель, тычкование Совершенствовать умение в данной техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для для создания выразительного образа. Белая бумга А4, цветной картон, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты желтой цветной бумаги (для тычкования, зеленая бумага.
2 «Букет к 9 мая». Пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Открытки с цветами, картон, пластилин.
3
«Попугаи». Рисование ладошками. Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
4
«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
5
«Цветущая веточка». Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.