Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению»

Екатерина Марченко
Консультация для педагогов «Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский

сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово

Консультация для педагогов :

«Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению» (центр по изобразительной деятельности, театральный центр)

Составитель: воспитатель Марченко Е. С.

с. Зудилово, 2017г

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Публикация «Консультация для педагогов „Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению“» размещена в разделах

(В. А. Сухомлинский)

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания детей дошкольного возраста.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись - все это пробуждает у дошкольников эмоционально-творческое начало и способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Искусство также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития детей является образовательная система, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Основная цель художественно-эстетического воспитания - это развитие творческого потенциала каждого воспитанника и создание условий для его реализации.

Для достижения поставленной цели предстоит решение следующих задач:

- создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;

- изучение современных подходов художественно-эстетического развития дошкольников;

- использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Художественно – эстетическая развивающая среда включает в себя :

1. Наличие необходимых расходных материалов для изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки, пластилин, глина, бумага);

2. Наличие необходимых материалов для театрализованной деятельности: ширмы, костюмы, куклы-марионетки, литература (сказки, стихи);

3. Наличие необходимых условий для просмотра и прослушивания произведений разных жанров и направлений (сказки, музыкальные произведения, мультфильмы, обучающие видео, программы для детей). Такими условиями являются наличие в ДОУ проигрывателей грампластинок и самих пластинок, музыкальных инструментов, в том числе и для детей, интерактивных досок, магнитофонов, компьютерной техники и др.

4. Наличие специализированных уголков творчества: уголки-музеи с картинами, произведениями народного творчества (дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель, городецкая роспись, и др., научные уголки для экспериментирования и прочих);

5. Наличие предметно-развивающей среды (конструкторы, развивающие игры, наборы для совместных игр, стимулирующих общение и др.);

Центр по изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно - творческий комплекс.

Цель организации центра изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой.

Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.

Следует опираться на гендерные различия детей – предоставлять материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного творчества, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группах специальное место. На стене на уровне глаз ребёнка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудуется стол со стульями – место для встреч с «прекрасным».

Оборудование общего назначения

- Доска для рисования мелом

- Губка

- Наборы цветного и белого мела

- Мольберт односторонний или двусторонний

- Наборное полотно 60*50 или 80*50

- Фланелеграф, магнитная доска

- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке

- Указка.

- Валик для нанесения краски на бумагу.

- Настольная точилка для карандашей.

- Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.

- Фартук для педагога

- Фартуки и нарукавники для детей.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Детям - младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый).

Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель.

Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14.

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки.

Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).

Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены около окна или обеспечены дополнительным местным освещением.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы детей, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с бросовым материалом.

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах) : коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов, гуашь 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре, рекомендуют использовать акварельные краски, цветные восковые мелки, простые карандаши.

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства.

Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т. п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т. п.).

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального центра, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т. е., используется принцип мобильности.

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

Обязательными составляющими оснащения театральных центров должны быть следующие атрибуты: ширма, уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки); театральный реквизит, декорации.

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возраста.

Театральный центр младших групп, включает в себя:

- пальчиковый театр (этюды на руках).

- настольный театр (различные виды).

- театр мягкой игрушки (этюды с предметами).

- театр вязаной игрушки (этюды с предметами).

- театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

- театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный центр средних групп, включает в себя:

- пальчиковый театр (этюды на руках).

- настольный театр (различные виды).

- кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).

- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

- театр петрушек (игры-импровизации).

Театральный центр старших групп, включает в себя:

- пальчиковый театр (этюды на руках).

- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

- театр петрушек (игры-импровизации).

- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

- куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

Театральный центр подготовительных групп, включает в себя:

- пальчиковый театр (этюды на руках).

- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).

- театр петрушек (игры-импровизации).

- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).

- куклы-марионетки (постановка этюдов).

- куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).

- люди-куклы (музыкально-пластические этюды).

- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях :

*организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

*совместная деятельность педагогов и детей;

*самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса.

Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

- музыкальное воспитание,

- художественно-речевая деятельность,

- изобразительная деятельность.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям :

*вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Публикации по теме:

Деловая игра по социально-коммуникативному направлению для педагогов по направлению «Трудовое воспитание» Цель: систематизация работы педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников (труд). Задачи: - углубить и.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Солнышко для зверушек» Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области по художественно-эстетическому развитию «СОЛНЫШКО ДЛЯ ЗВЕРУШЕК».

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-прстранственной среды для развития социального интеллекта дошкоьников»Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-прстранственной среды для развития социального интеллекта дошкоьников» Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».Подготовила:.

Консультация для педагогов «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ» Консультация для педагогов Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ Важнейшими задачами современной дошкольной.

Консультация для педагогов «Организация экологической развивающей среды на участке ДОУ» Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. Наиболее благоприятным.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы»Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы» Обогащение предметно пространственной среды в ДОУ. Создание уголка Родного края или мини музей «Народные промыслы" Цель: знакомить детей.

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому направлению «Игралочка»Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому направлению «Игралочка» Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению»
Опубликовано: 8 января 2019 в 15:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обогащение образовательной среды в ДОУ по художественно-эстетическому направлению»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Марченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД