Ольга Сафонова
Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы техники оригами, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Публикация «Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению „Оригами для малышей“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.
В настоящее время отмечается, что у современных детей по сравнению прошлыми поколениями отстаёт моторное развитие. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность.
Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна в выработке основных элементарных умений как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, подготовить его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», где представлена в целевых ориентирах: «на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими». А целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Цель программы:
развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Волшебный мир Оригами» рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 3-4 года. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность занятий 15минут.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Принципы реализации программы
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Направления работы:
развитие мелкой моторики;
интеллектуальное развитие;
развитие творческих способностей.
1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы:
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;
- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;
- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний;
- дети проявляют ответственность за начатое дело;
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Оценка результативности программы
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок.
Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.
Критерии и параметры оценки ЗУН
Критерии:
владение инструментами;
технология изготовления поделки;
художественное оформление поделки.
Параметры:
Низкий уровень:
ребенок отвечает не по существу;
практические работы выполнены небрежно, не отвечают технологическим требованиям.
Средний уровень:
основные вопросы раскрывает, но допускает неточности;
практические работы не совсем удачные, не эстетичные, небрежные.
Высокий уровень:
легко ориентируется в изученном материале;
умеет связывать теорию с практикой;
работы выполнены качественно, аккуратно.
К КОНЦУ ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:
самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «конфетка».
по образцу изготавливать несложные поделки.
знать и называть геометрические фигуры;
ориентироваться на листе бумаги;
уметь намечать линии;
тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
Формы подведения итогов реализации программы
Создание коллективных композиций;
проведение выставок детских работ;
составление альбомов детских работ;
участие в конкурсах.
Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Учебно-тематический план
Планирование построено по принципу - «от простого к сложному» и предполагает последовательное освоение базовых форм оригами.
Содержание учебно-тематического плана занятий на год обучения.
Октябрь
Бумажная сказка
Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве
Конспект
Сказка квадратика
Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 29
Открытка
Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать её. Аппликационное оформление открытки.
Развитие фантазии и творчества С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр17
Сказочный домик Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление; из прямоугольников выполнить окна, дверь и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца.
С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр18
Весёлый квадрат
Закрепить умение в сгибании квадратов пополам. Учить соединять заготовки между собой, чередуя цвета, сгибать уголки, последовательно и аккуратно оформлять поделку Оригами для самых маленьких, стр 40-41
Ноябрь
Осень коллективная работа
Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы., создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 14
Наливное яблочко
Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 14
Гусеница
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру. Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем.
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких,15
Весёлый треугольник
Научить детей складывать из квадрата треугольник: совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр. 23
Декабрь
Бабочка Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 37
Аквариумные рыбки
Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 39
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 11-12
Звёздочка-вертушка
Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, располагать треугольники по кругу, так чтобы короткая сторона второго треугольника прилегала к длинной стороне первого.
Оригами для самых маленьких, стр 22-23
Нарядная ёлочка
Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 33
Январь
Грибок
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 35
Закладка
Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук.
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18
Цветы
Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус.
С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 18
Февраль
Снежинка
Закрепить умение складывать квадрат «конфеткой». Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Оригами для самых маленьких, стр. 19
Грибы
Учить складывать базовую форму, «конфетка», сгибать её углы. Закрепить умение в сгибании острых углов. Учить аккуратно работать с клеем.
Оригами для самых маленьких, стр. 17
Письмо Карлсону
Научить складывать базовую форму «конверт». Закрепить умение в складывании базовой формы «конфетка». Учить последовательно и аккуратно оформлять поделку
Оригами для самых маленьких, стр. 18
Репка
Закрепить умение складывать квадрат «конфеткой». Продолжать учить сгибать уголки, аккуратно работать с клеем. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги Оригами для самых маленьких, стр 37-38
Март
Пирамидка
Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность. С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 51
Самолётик
Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр. 43
Кораблик
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка стр. 51
Весёлый лягушонок
Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Аппликационно оформить поделку.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр. 41
Апрель
Щенок
Продолжать учить изготавливать фигурки, используя базовую форму «треугольник». Украшать готовые поделки аппликацией.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Т. И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр. 43
Зайчик
Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук.
Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр. 35
Весенние букеты
На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов и ирисов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание.
Е. Черенкова, Оригами для малышей, стр. 28, 30,31
Мое любимое оригами
Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Конспект
Моя первая и самая главная задача заключается в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать эти чудесные игрушки. Для этого я сначала делаю и дарю игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько бывает радости и восторгов. Постепенно процесс изготовления игрушек увлекает и малышей.
В начале своей работы знакомлю детей со свойствами бумаги как материала. Затем мы начинаем постигать грамоту оригами. Начинаю занятия с самых простых действий, на следующих занятиях отрабатываю точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки.
Многократно показываю каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами. От полученных фигурок у детей возникает радость и желание заниматься дальше, а иногда и продолжать занятие дома.
Сложенные фигурки можно украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребенка. На занятиях дети начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Ребята вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами. Так рождается сказка. Мои дети учатся не только складывать, но и сочинять. В волшебном мире словотворчества и соединяются искусство складывания и искусство слова.
Занятия проходят живо и эмоционально.
Большое внимание на занятии отвожу игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок - это не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребенка. Здесь я иду от интересов детей и их возрастных особенностей.
Вместе с умениями у детей появляется уверенность в своих силах и желание работать дальше. Дети становятся более внимательны, усидчивы, сами пытаются что-то изобрести, придумать, занимаются с интересом.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать — залог успеха в достижении результата.
Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально, чтобы быть уверенной в том, что ребенок научился их складывать.
Складывание следует сопровождать пояснением, точно ориентирующим действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.
Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами.
При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам –сгибам.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, я использую в своей работе произведения художественной литературы, аудио и видео записи, иллюстрации. Материал располагаю по возрастам. Для каждого возраста предлагаю несколько занятий с учетом степени сложности. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, уточняю, хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
В проведении занятий мне помогает сказочный персонаж Царь Картон. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Методы и приемы обучения:
В процессе занятий используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (беседа, рассказ, сказка, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (самостоятельное и совместное выполнение поделки)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы:
Систематическое проведение занятий в групповой форме.
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Сотрудничество педагога с семьей.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.
Форма занятий
тематическая совместная деятельность.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности.
Программа предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т. д.
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение:
магнитная доска, магниты
мебель (столы, стулья)
демонстрационный экран (интерактивная доска);
мультимедийный проектор;
раздаточный материал: цветная бумага, клей, карандаши, акварельные краски, гуашь.
демонстрационный материал: иллюстрации и картинки (по всем темам программы, образцы готовых работ, технологические карты, пооперационные карты
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы по выбранному направлению
Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто называют, центру детского творчества.
Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
-расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность
оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;
-использование детского дизайна в оформлении;
-наличие игрового персонажа;
-оборудование (цветная бумага, клей, карандаши, фломастеры, технологические карты, пооперационные карты).
Учебно - методическое обеспечение
Мусиенко, С. И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина. –М. :Обруч, 2010.–96 с.
Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.–64 с.
Тарабарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997.–224 с.
Соколова, С. В. Оригами для самых маленьких: методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.–60 с.