Романчикова Екатерина
Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах
с использованием игр.
l. Введение ___
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно пом-нить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формиро-ванию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Публикация «Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими различными нарушениями речи, я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков порой не приносят желаемых результатов.
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три эта-па:
1. Подготовительный (развитие моторики речевого аппарата); 2. Постановка звука (отработка правильного произношения звуков); 3. Автоматизация звуков речи.
ll. Автоматизация звуков :
Автоматизация звуков-закрепление правильного произнесения звука пу-тём постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложе-ния и самостоятельную речь ребёнка.
Цель данного этапа - достижение правильного произношения поставлен-ных звуков во фразовой речи.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, ко-гда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недоста-точно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой после-довательности «от простого к сложному» :
1. Изолированно : (с-с-с)
2. В слогах : прямых (са, со, су, сы); обратных (ас, ос, ус, ыс); со стечением согласных (ста, сто, сту, сты)
3. В словах : Автоматизация звуков в словах по тому же принципу, что и в слогах, но уже на отработанных слогах (прямые, обратные, со стечением согласных) в начале слова (сад, сок, суп, сын, стол, стул); в середине слова (оса, усы, косы, мосты, кусты); в конце слова (нос, лес, вес,
4. В словосочетаниях : (вкусный суп, вкусный сок, густой лес). Звук необ-ходимо произнести правильно в обоих словах.
5. В предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (практически в каж-дом слове есть автоматизируемый звук : У Сони светлые волосы. У лисы длинный хвост. Оксана сидит на скамейке).
5. В чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи (Са-са-са-вот летит оса, со-со-со-у папы колесо. В саду темно все спят давно.
6. В рассказах и самостоятельной речи. Сначала подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные сло-вами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Со временем рассказы становятся длиннее. Постепенно у ребён-ка формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии последовательных картинок, а так же из личного опыта.
Автоматизация звуков -самый трудный и длительный этап.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар-тикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий под-ход в процессе коррекционной работы.
Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает доста-точно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автомати-зации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктив-ными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают пра-вильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра-одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость обра-зования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ре-бёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При проведении игр и игровых упражнений необходимо учитывать инди-видуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.
lll. Игры.
Особое внимание хочется уделить некоторым играм, которые я использую при автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.
Игра «Кубик»
Данную игру можно использовать при автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и в словах.
Цель игры: - закреплять правильное произношение поставленного звука (изоли-рованно, в слогах, словах); - развивать фонематическое восприятие; - расширять словарный запас; - развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: большие игровые кубики с крупными точками на каждой грани (от 1 до 6) - 4 штуки (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета, пред-метные картинки на отрабатываемый звук.
Ход игры:
Логопед предлагает ребёнку произнести, например, изолированно поставленный звук [л]. Ребёнок берёт и бросает кубик на столе перед собой и ждёт пока кубик остановится, затем ребёнок смотрит на верхнюю грань, остановившегося кубика с определённым количе-ством точек. Указательным пальчиком правой или левой руки ребё-нок начинает нажимать на каждую точку, произнося при этом звук [л] столько раз, сколько точек на грани. Аналогично проводится игра по автоматизации звука[л] в слогах и словах.
Ребёнок может произносить те слоги и слова, которые произнёс ло-гопед, а может произносить слоги и слова с отрабатываемым звуком по памяти, самостоятельно.
При произнесении слов используются предметные картинки.
Игра «Говорящие прищепки».
Цель игры:
- закреплять правильное произношение поставленного звука (изоли-рованно, в слогах, словах); - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: набор прищепок красного, синего, зелёного, жёлтого цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на заданный звук.
Ход игры:
Проводится аналогично предыдущей игре, но в данном случае ребё-нок использует прищепки и карточки с цифрами, указывающими на то, сколько раз нужно произнести изолированно звук или слог и нажать на прищепку.
А на произнесение слов используются предметные картинки и кар-точки с цифрами на отрабатываемый звук (звук может быть в нача-ле, середине или конце слова) указывающие сколько раз необходимо нажать на прищепку и одновременно в словах произнести постав-ленный звук. Нажимая пальчиками правой или левой руки, или пальчиками обеих рук с одной стороны прищепки или прищепок, произнося при этом, отрабатываемый звук, ребёнок смотрит как «открывается ротик» у прищепки.
Игра «Собери бусы»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук
Материал:
набор крупных пластмассовых фигур похожих на бусины (красно-го, синего, зелёного, жёлтого цвета, шнурки (красного, синего, зе-лёного, жёлтого цвета) – 4 штуки, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отрабатываемый звук.
Ход игры:
Ребёнок должен собрать бусы. Нанизать столько бусин на шнурок, сколько указано на карточке с цифрой, затем произнести изолиро-ванно отрабатываемый звук, соответственно указанной цифре, при-касаясь указательным пальчиком правой руки к каждой бусине. Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки
Игра «Построй башню»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: набор кубиков из конструктора «Лего» (красного, синего, цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отрабатыва-емый звук.
Ход игры:
Логопед показывает карточку с цифрой, ребёнок должен собрать башню из того количества «кирпичиков», которое указано на кар-точке с цифрой. Затем ребёнок изолированно произносит отрабаты-ваемый звук соответственно цифре на карточке и указательным пальчиком правой руки касается каждого «кирпичика».
Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки.
Игра «Собери бублик или гусеницу»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
набор фигур из конструктора «Лего»(красного, синего, злёного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отра-батываемый звук.
Ход игры:
Ребёнок должен из фигур конструктора собрать либо «бублик», ли-бо «гусеницу». Затем ребёнок изолированно произносит отрабаты-ваемый звук соответственно количеству фигур и указательным паль-чиком правой руки касается каждой фигурки
«бублика» или «гусеницы». Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки.
Игра «Собери корзину»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
корзина с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением овощей из картона.
Ход игры:
Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «собрать овощи в корзи-ну», выбирая карточки с изображением овощей, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- про-рези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого ово-ща.
Игра «Теремок»
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материалы:
домик с кармашками-прорезями из картона из картона, карточки с изображением животных из картона.
Ход игры:
Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «заселить теремок», вы-бирая карточки с изображением животных, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного.
Игра «Поезд отправляется»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материалы:
паровоз с вагончиками с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением животных и птиц из картона.
Ход игры:
Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «разместить пассажиров по вагончикам», выбирая карточки с изображением животных и птиц, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного или птицы.
Игра «Пароход отплывает»
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
пароход с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением животных и птиц из картона.
Ход игры:
Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «разместить пассажиров по каютам парохода», выбирая карточки с изображением животных и птиц, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного или птицы.
Игра «Звуковые ходунки»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
игровое поле, на отрабатываемый звук, цветные фишки с игральным кубиком.
Ход игры:
на столе раскладывается игровое поле, с изображением извилистой дорожки, на которой расположены картинки с отрабатываемым зву-ком, поочерёдно выбрасывается игральный кубик, по количеству то-чек верхней грани делается ход со старта по дорожке, при этом пра-вильно произносятся слова на картинках, содержащие отрабатывае-мый звук и так продолжается игра до финиша.
Игра «Домино»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
набор карточек, на каждой из которой изображено две картинки с отрабатываемым звуком.
Ход игры:
играющие по очереди выкладывают карточки с нужной картинкой друг за другом на отрабатываемый звук и называют эти картинки, правильно произнося отрабатываемый звук. Игра продолжается до тех пор, пока кто то выиграет, выложив последнюю карточку.
Игра «Говори правильно» (пазлы).
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
набор пазлов с картинками на отрабатываемый звук.
Ход игры:
Ребёнок собирает пазлы-картинки на отрабатываемый звук в виде квад-рата вокруг круга на котором тоже изображены картинки, на отраба-тываемый звук. Затем, ребёнок правильно произносит звук в словах.
Игра «Логопедические кубики»
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.
Материал:
набор кубиков из картона, на гранях которых расположены картинки.
Ход игры:
Ребёнку предлагается найти все кубики, на гранях которых расположе-ны картинки с отрабатываемым звуком и правильно произнести этот звук в названиях картинок.
Игра «Подбери и назови»
(логопедическое лото).
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать словарный запас.
Материал:
набор больших карт и набор разрезных предметных картинок.
Ход игры:
Ребёнок должен выбрать картинки на отрабатываемый звук и пра-вильно произнести этот звук в словах в разных позициях звука (начало, середина, конец слова).
Игра «Произносим звуки правильно».
Цель игры:
- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать словарный запас.
Материал:
набор карточек с изображением картинок, карточки на определение места звука в слове.
Ход игры:
Ребёнок должен выбрать картинки на отрабатываемый звук и пра-вильно произнести этот звук в словах в разных позициях звука (начало, середина, конец слова).
lV. Заключение.
Использование различных игр в работе с детьми, имеющими рече-вые нарушения, вносят неоценимый вклад в преодолении этих нару-шений. Детям очень нравится играть в такие игры, они с интересом выполняют задания. Игры несут развивающий характер, они помо-гают ребёнку сделать длительный этап автоматизации звуков инте-ресным и увлекательным. Ребёнок будет с удовольствием занимать-ся, следовательно, повысится эффективность в работе.