Приложение МААМ

Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр

Романчикова Екатерина
Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр
▼ Скачать + Заказать документы

Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах

с использованием игр.

l. Введение ___

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно пом-нить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формиро-ванию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Публикация «Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр» размещена в разделах

Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими различными нарушениями речи, я сталкивалась с тем, что стандартные методы в работе по автоматизации звуков порой не приносят желаемых результатов.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три эта-па:

1. Подготовительный (развитие моторики речевого аппарата); 2. Постановка звука (отработка правильного произношения звуков); 3. Автоматизация звуков речи.

ll. Автоматизация звуков :

Автоматизация звуков-закрепление правильного произнесения звука пу-тём постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложе-ния и самостоятельную речь ребёнка.

Цель данного этапа - достижение правильного произношения поставлен-ных звуков во фразовой речи.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, ко-гда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недоста-точно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой после-довательности «от простого к сложному» :

1. Изолированно : (с-с-с)

2. В слогах : прямых (са, со, су, сы); обратных (ас, ос, ус, ыс); со стечением согласных (ста, сто, сту, сты)

3. В словах : Автоматизация звуков в словах по тому же принципу, что и в слогах, но уже на отработанных слогах (прямые, обратные, со стечением согласных) в начале слова (сад, сок, суп, сын, стол, стул); в середине слова (оса, усы, косы, мосты, кусты); в конце слова (нос, лес, вес,

4. В словосочетаниях : (вкусный суп, вкусный сок, густой лес). Звук необ-ходимо произнести правильно в обоих словах.

5. В предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (практически в каж-дом слове есть автоматизируемый звук : У Сони светлые волосы. У лисы длинный хвост. Оксана сидит на скамейке).

5. В чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи (Са-са-са-вот летит оса, со-со-со-у папы колесо. В саду темно все спят давно.

6. В рассказах и самостоятельной речи. Сначала подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные сло-вами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Со временем рассказы становятся длиннее. Постепенно у ребён-ка формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии последовательных картинок, а так же из личного опыта.

Автоматизация звуков -самый трудный и длительный этап.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар-тикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий под-ход в процессе коррекционной работы.

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает доста-точно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. Как сделать занятия по автомати-зации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктив-ными для ребенка? Мы часто задаем себе вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают пра-вильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Игра-одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. Такая лёгкость обра-зования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ре-бёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При проведении игр и игровых упражнений необходимо учитывать инди-видуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

lll. Игры.

Особое внимание хочется уделить некоторым играм, которые я использую при автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.

Игра «Кубик»

Данную игру можно использовать при автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и в словах.

Цель игры: - закреплять правильное произношение поставленного звука (изоли-рованно, в слогах, словах); - развивать фонематическое восприятие; - расширять словарный запас; - развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: большие игровые кубики с крупными точками на каждой грани (от 1 до 6) - 4 штуки (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета, пред-метные картинки на отрабатываемый звук.

Ход игры:

Логопед предлагает ребёнку произнести, например, изолированно поставленный звук [л]. Ребёнок берёт и бросает кубик на столе перед собой и ждёт пока кубик остановится, затем ребёнок смотрит на верхнюю грань, остановившегося кубика с определённым количе-ством точек. Указательным пальчиком правой или левой руки ребё-нок начинает нажимать на каждую точку, произнося при этом звук [л] столько раз, сколько точек на грани. Аналогично проводится игра по автоматизации звука[л] в слогах и словах.

Ребёнок может произносить те слоги и слова, которые произнёс ло-гопед, а может произносить слоги и слова с отрабатываемым звуком по памяти, самостоятельно.

При произнесении слов используются предметные картинки.

Игра «Говорящие прищепки».

Цель игры:

- закреплять правильное произношение поставленного звука (изоли-рованно, в слогах, словах); - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор прищепок красного, синего, зелёного, жёлтого цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на заданный звук.

Ход игры:

Проводится аналогично предыдущей игре, но в данном случае ребё-нок использует прищепки и карточки с цифрами, указывающими на то, сколько раз нужно произнести изолированно звук или слог и нажать на прищепку.

А на произнесение слов используются предметные картинки и кар-точки с цифрами на отрабатываемый звук (звук может быть в нача-ле, середине или конце слова) указывающие сколько раз необходимо нажать на прищепку и одновременно в словах произнести постав-ленный звук. Нажимая пальчиками правой или левой руки, или пальчиками обеих рук с одной стороны прищепки или прищепок, произнося при этом, отрабатываемый звук, ребёнок смотрит как «открывается ротик» у прищепки.

Игра «Собери бусы»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук

Материал:

набор крупных пластмассовых фигур похожих на бусины (красно-го, синего, зелёного, жёлтого цвета, шнурки (красного, синего, зе-лёного, жёлтого цвета) – 4 штуки, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отрабатываемый звук.

Ход игры:

Ребёнок должен собрать бусы. Нанизать столько бусин на шнурок, сколько указано на карточке с цифрой, затем произнести изолиро-ванно отрабатываемый звук, соответственно указанной цифре, при-касаясь указательным пальчиком правой руки к каждой бусине. Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки

Игра «Построй башню»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: набор кубиков из конструктора «Лего» (красного, синего, цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отрабатыва-емый звук.

Ход игры:

Логопед показывает карточку с цифрой, ребёнок должен собрать башню из того количества «кирпичиков», которое указано на кар-точке с цифрой. Затем ребёнок изолированно произносит отрабаты-ваемый звук соответственно цифре на карточке и указательным пальчиком правой руки касается каждого «кирпичика».

Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки.

Игра «Собери бублик или гусеницу»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы:

набор фигур из конструктора «Лего»(красного, синего, злёного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6, предметные картинки на отра-батываемый звук.

Ход игры:

Ребёнок должен из фигур конструктора собрать либо «бублик», ли-бо «гусеницу». Затем ребёнок изолированно произносит отрабаты-ваемый звук соответственно количеству фигур и указательным паль-чиком правой руки касается каждой фигурки

«бублика» или «гусеницы». Аналогично отрабатывается звук в слогах (слог предлагает логопед). При автоматизации звука в словах дополнительно к уже используе-мым материалам, добавляются предметные картинки.

Игра «Собери корзину»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

корзина с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением овощей из картона.

Ход игры:

Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «собрать овощи в корзи-ну», выбирая карточки с изображением овощей, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- про-рези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого ово-ща.

Игра «Теремок»

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материалы:

домик с кармашками-прорезями из картона из картона, карточки с изображением животных из картона.

Ход игры:

Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «заселить теремок», вы-бирая карточки с изображением животных, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного.

Игра «Поезд отправляется»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материалы:

паровоз с вагончиками с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением животных и птиц из картона.

Ход игры:

Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «разместить пассажиров по вагончикам», выбирая карточки с изображением животных и птиц, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного или птицы.

Игра «Пароход отплывает»

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

пароход с кармашками- прорезями из картона, карточки с изображением животных и птиц из картона.

Ход игры:

Ребёнок, по инструкции логопеда, должен «разместить пассажиров по каютам парохода», выбирая карточки с изображением животных и птиц, в названии которых есть отрабатываемый звук, расположить карточку в кармашке- прорези и правильно произнести этот звук в слове-названии этого животного или птицы.

Игра «Звуковые ходунки»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

игровое поле, на отрабатываемый звук, цветные фишки с игральным кубиком.

Ход игры:

на столе раскладывается игровое поле, с изображением извилистой дорожки, на которой расположены картинки с отрабатываемым зву-ком, поочерёдно выбрасывается игральный кубик, по количеству то-чек верхней грани делается ход со старта по дорожке, при этом пра-вильно произносятся слова на картинках, содержащие отрабатывае-мый звук и так продолжается игра до финиша.

Игра «Домино»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

набор карточек, на каждой из которой изображено две картинки с отрабатываемым звуком.

Ход игры:

играющие по очереди выкладывают карточки с нужной картинкой друг за другом на отрабатываемый звук и называют эти картинки, правильно произнося отрабатываемый звук. Игра продолжается до тех пор, пока кто то выиграет, выложив последнюю карточку.

Игра «Говори правильно» (пазлы).

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

набор пазлов с картинками на отрабатываемый звук.

Ход игры:

Ребёнок собирает пазлы-картинки на отрабатываемый звук в виде квад-рата вокруг круга на котором тоже изображены картинки, на отраба-тываемый звук. Затем, ребёнок правильно произносит звук в словах.

Игра «Логопедические кубики»

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - активизировать словарный запас.

Материал:

набор кубиков из картона, на гранях которых расположены картинки.

Ход игры:

Ребёнку предлагается найти все кубики, на гранях которых расположе-ны картинки с отрабатываемым звуком и правильно произнести этот звук в названиях картинок.

Игра «Подбери и назови»

(логопедическое лото).

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать словарный запас.

Материал:

набор больших карт и набор разрезных предметных картинок.

Ход игры:

Ребёнок должен выбрать картинки на отрабатываемый звук и пра-вильно произнести этот звук в словах в разных позициях звука (начало, середина, конец слова).

Игра «Произносим звуки правильно».

Цель игры:

- закреплять правильное произношение звука в словах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать словарный запас.

Материал:

набор карточек с изображением картинок, карточки на определение места звука в слове.

Ход игры:

Ребёнок должен выбрать картинки на отрабатываемый звук и пра-вильно произнести этот звук в словах в разных позициях звука (начало, середина, конец слова).

lV. Заключение.

Использование различных игр в работе с детьми, имеющими рече-вые нарушения, вносят неоценимый вклад в преодолении этих нару-шений. Детям очень нравится играть в такие игры, они с интересом выполняют задания. Игры несут развивающий характер, они помо-гают ребёнку сделать длительный этап автоматизации звуков инте-ресным и увлекательным. Ребёнок будет с удовольствием занимать-ся, следовательно, повысится эффективность в работе.

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Дидактические карточки для дошкольников «Автоматизация «трудных» звуков изолированно»Дидактические карточки для дошкольников «Автоматизация «трудных» звуков изолированно» Процесс коррекции звукопроизношения идет по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях» Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закрепить навыки употребления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 09:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков речи изолированно, в слогах и словах с использованием игр» (включая файлы) размещена пользователем Романчикова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД