Светлана Новикова
Автоматизация звука [т]
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще встречаются дети, у которых нарушено произношение не только звуков позднего онтогенеза, но и звуков раннего онтогенеза : заднеязычных, губных звуков, переднеязычных.
Переднеязычные зубные взрывные звуки Т, Д в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет. Существует материал для автоматизации этих звуков, но, порой, он труден для восприятия ребёнка, у которого есть лексико-грамматические нарушения речи. Я решила создать свои игры по автоматизации звука Т на разных этапах автоматизации (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, интересные и понятные ребёнку 3-5 лет. Кроме этого, взяла увлекательные игры из сети Интернет и представила это в презентации.
Публикация «Автоматизация звука [т]» размещена в разделах
Автоматизация звука Т
Когда звук Т будут поставлен, наступает следующая ступень - автоматизация (отработка навыка, которая предполагает определенную последовательность: авто-матизация нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Требуется длительная тренировка, поэтому необходимо поддерживать интерес к занятиям с помощью различных игр, занимательного материала. Но игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка.
Начинаем автоматизировать изолированный звук т. В презентации даются различные задания. Показываю букву Т и спрашиваю, на что похожа буква Т. Ребёнок предлагает свои варианты. Показываю молоточек. Прошу постучать по столу. Даю картинки. Ребёнок стучит по гвоздикам, стучит громко-тихо.
Использую упражнение «Пальчики здороваются» : называем звук каждому пальчику один раз, два раза.
В задании «Пройди пальчиками» ребёнок произносит слово и шагает то левой, то правой рукой. Затем идёт по двум дорожкам одновременно левой и правой рукой.
Очень любят дети играть с пуговками и камешками «Марблз» на всех этапах автоматизации звука : ребёнок достаёт из волшебного мешочка бабочку, проговаривает звук (слог, слово, чистоговорку или предложение, а затем украшает шляпу. Такие картинки подготовлены на каждое занятие, поэтому детям всегда интересно, т. к они что –то украшают, куда-то помещают пуговки и камешки, проговаривая звук.
Далее работа усложняется, произношение звука закрепляется в слогах. Задания даются следующие:
• Нажми на красную клавишу, скажи: «Та», на жёлтую – то.
• Постучи ложками и скажи: «Тук, тук-тук.»
• Пройди пальчиками и скажи: «Топ-топ».
• Сколько раз хлопну в ладоши, столько раз скажи слог та; сколько топну- слог то; сколько постучу по столу – столько раз скажи слог ту…
• Сидим на стульчике, хлопаем в ладоши, стучим по коленкам, называя слоги.
• Рисуем в тетради в клетку линии, заборчики, проговаривая слоги.
• На этом этапе также используются пуговки и камешки «Марблз»
После того как ребенок научится правильно произносить звук в слогах, переходим к словам. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях : в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. Лексический материал и последовательность автоматизации предложены в книгах, список которых опубликован ниже.
Мною был подготовлен картинный материалам для работы над автоматизацией звука в словах, словосочетаниях, предложениях. Эти картинки используются для игр «День-ночь», «Чего не стало, что изменилось?», «Мемори», «Хвастунишка», «Скажи ласково», «Жадина», «Снежный ком», задания на пространственную ориентировку и т. д.
Кроме этого, даются задания:
- Запомни картинки. (Закрываю) Какие были картинки?
-Я называю картинки, а ты повтори в той же последовательности. Я показываю картинки, а ты назови в той же последовательности.
-Измени слово по схеме, посчитай от 1-6.
-Игра с кубиком: сколько выпало точек, столько раз назвать слово.
-Ходилки.
- Где живёт звук?
На занятиях используются языколомки. Надо вырезать и положить на стол дорожку. В процессе игры ребенок «идёт» по дорожке, шагая с картинки на картинку указательным и средним пальцами. При этом он должен четко называть каждую картинку: туфли-тулуп. В следующий раз игрок может «поехать» по дорожке на коне, то есть последовательно ставить на картинки указательный, средний, безымянный пальцы, мизинец и снова указательный …Можно дать игрушку из киндера и попросить пройти по клеточкам, называя слово.
Можно вырезать дорожку и соединить скотчем её концы, сделав бесконечные «логопедические чётки».
На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются сложные языколомки, задания с предметными картинками, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки проговаривать в спокойном темпе, обращать внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. При этом используются кубики. Ребёнок бросает кубик. Если выпадает медведь, то эту скороговорку проговаривает, как медведь, если выпала улыбка, то ребёнок рассказывает весело. Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т. Используются сюжетные картинки.
Т. о, предложенный материал позволяет проводить занятия по автоматизации звука т не по по шаблону, трафаретно и скучно, а интересно, с горящими глазами детей, с ожиданием чего-то приятного, радостного.