Дорогая Ирина
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Звук [Р]. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия старшей группы.
Тема: «Звук Р. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- нормализация мышечного тонуса;
- автоматизация правильного произношения звука Р в словах;
- развитие фонематического слуха (определение позиции звука в слове).
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе „Звук [Р], Автоматизация у ребенка с дизартрией“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- расширение словаря (название органов артикуляции, артикуляционных движений, рыбак, парус….);
- формирование грамматической стороны речи (согласование числительных с существительным)
- общей моторики и мелкой
- развитие зрительного внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельности, инициативности.
Оборудование: зеркало, картинки, счетные палочки, карта островов, игрушки тигренок и кораблик, синяя фишка, буква Р, считалка в картинках, раскраска Тигренок.
Ход ЗАНЯТИЯ
Время Этапы Содержание Примечание
30 сек Орг. момент Здравствуй, Оля! Очень рада тебя видеть. Я приго-товила тебе задания и упражнения. Надеюсь, ты бу-дешь стараться и справишься с ними.
2 мин Нормализация мышечного то-нуса - А для начала, давай, мы с тобой поиграем в одну интересную игру «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.
- Какая молодец! шум моря
1 мин Развитие общей моторики - Оля, я предлагаю тебе отправиться в путешествие на кораблике. Ну, что поплывем?
- Да.
- Но для этого сделаем зарядку, чтобы быть бод-рыми и внимательными.
- Будем с тобой маршировать.
Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, вы-соко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
- Какая ты молодец, Оля! Как хорошо марширу-ешь.
2 мин Развитие мелкой моторики - Оля, чтобы поплыть на корабле, нам нужно для начала его найти. А давай сложим из счетных па-лочек кораблик.
Слежу за правильностью выполнения задания.
- Молодец! Вот и нашелся наш кораблик. Картинка-образец, счетные па-лочки
30 сек Мимическая гимнастика - А мы все плывем и плывем на кораблике все дальше и дальше. Давай посмотрим на небо. Смот-ри, как солнышко нам улыбается. Ой! А давай мы ему тоже улыбнемся. Улыбаемся солнышку.
- Погода разная бывает. Ой, смотри, тучки загоро-дили солнышко, сильный ветер поднялся и кораб-лик наш на волнах закачался и солнышку стало грустно.
- Покажи, как загрустило солнышко. Изображаем грусть.
- Ура! Тучка убежала и солнышко вновь улыбается нам. Улыбнемся ему тоже?
- Да. Улыбаемся солнышку. Картинки солнышко, тучка
5 мин Развитие артику-ляционной мото-рики - А сейчас сделаем с тобой зарядку для губ и языч-ка, чтобы громко и четко могли произносить звуки и слова. Давай сядем прямо, положим руки перед собой красиво.
- улыбочка, заборчик, трубочка, лопаточка, иго-лочка, часики, парус
Слежу за правильностью выполнения упражнений.
- Молодец, Оля! Как твои губки и язычок хорошо поработали. Все сделал правильно. картинки с арт. упраж-нениями
30 сек Развитие силы выдоха - Нам нужно добраться до острова. Интересно, что там. А давай подплывем к нему. Ой, кораблик пе-рестал плыть, ветер совсем не дует на паруса. Что же делать, Оля? Так интересно, что это за остров. Как на этот остров попасть хочется.
- Давай поможем нашему кораблику. Нужно по-дуть на паруса сильно-сильно, резко вот так: Т–ттт, и язычок тоже помогает, толкает воздух.
- Набери воздух и выдохни на кораблик, он пом-чится по волнам на остров. Посмотри, как я буду делать. (Сильно выдыхаю на кораблик)
- Получилось у меня, как ты думаешь? Кораблик помчался по волнам?
- Да, помчался.
- Попробуешь также?
- Да. (сильно, резко выдыхает на кораблик)
- Так, хорошо. Давай еще раз попробуем.
- Замечательно. Как весело кораблик у нас помчал-ся по волнам. Хорошо!
- Ура! У нас получилось! Вот мы и на острове. Картинка «Остров»
30 сек Объявление темы - Оля, смотри, а на острове нас встречает Тигренок. И он очень хочет научиться рычать, чтобы отпуги-вать врагов. Игрушка Тигренок
30 сек Изолированное произношение звука - Покажем Тигренку, как нужно рычать?
- Да!
- Хорошо!
- Давай посмотрим, как рычит твой язычок.
- Рррр.
- Еще раз Рррр.
- Рррр
- Замечательно! Можете теперь вместе с Тигрен-ком отпугивать зверей. Игрушка Тигренок
1 мин Анализ артику-ляции - Тигренку очень интересно как правильно нужно произносить звук Р. Давай мы ему объясним. (вы-полняется разбор артикуляции с опорой на кар-точки-схемы)
- Оля, когда мы произносим звук Р, губки у нас становятся улыбочкой и видны верхние зубы, кон-чик языка поднимается вверх, дрожит, горлышко у нас работает (руку ребенка кладу на свое горлыш-ко). Повторяй за мной. Смотрим в зеркало.
- Молодец! Оля, запомни, что этот звук согласный, когда мы произносим звук Р, есть преграда во рту – язычок. Звук Р твердый и обозначаем фишкой синего цвета. Картинки с арт. укладом и картинки-схемы, фиш-ка
1 мин Связь с буквой - Оля, звук Р обозначают буквой Р.
Показываю картинку с буквой Р. Буква Р
1 мин Развитие фоне-матического слуха - Тигренок очень хочет показать нам свой остров и поиграть с тобой. Ну, что, поиграем с Тигренком? Тигренок придумал нам много игр. А вот и одна из них.
- Я буду говорить слова, а ты должна приподнять Тигренка, если услышишь в слове звук Р. Тигренок вместе с тобой будет отвечать. Он же хочет нау-читься у нас рычать.
- Рама, окно, работа, стол, ручка, рак, машина, ру-ка, Рома
- Ты отлично справилась с заданием! Всё сделала правильно. А как Тигренок то радуется твоим ус-пехам.
- Ну, что пойдем дальше смотреть на остров и иг-рать в новые игры, которые придумал для нас Тиг-ренок?
- Да.
1 мин Динамическая пауза - Тигренок придумал нам новое задание. Нам нуж-но пройти по его следам.
1 мин Закрепление в слогах - Но не просто пройти, а нужно повторить слоги, которые написаны на этих следах.
- РА-РО-РУ АР ОР УР
РЫ-РА-РО ЕР ЯР ИР
- Отлично! Тигренку очень понравилось, как ты выполнил его задание. Идем дальше?
- Да. Тигренок, следы со слогами
1 мин Закрепление в начале, середине и конце слова - Оля, смотри, Тигренок придумал для нас еще од-но испытание.
Кладу перед ребенком считалку в картинках и чи-таю ему по ним слова.
- Перед нами считалка в картинках. Нам нужно ее рассказать. Нужно назвать предметы, которые на-рисованы в квадратиках.
- Вот со звуком Р считалка :
Рукавицы, рак, русалка,
Груша, кенгуру, топор,
Ранец, зебра, мухомор,
Морж, троллейбус, барабан,
Тигр, юрта, таракан.
Кирюша проговаривает считалку с помощью кар-тинок по три слова. Если затрудняется, то под-сказываю.
- Молодец! Как ты внимательно слушала и пра-вильно прочитал считалку. Тигренок нарадоваться не может. Считалка в картинках
1 мин Закрепление в предложении, формирование лексико-грамматической стороны речи - Тигренку так понравилось как ты с ним играешь и придумал для тебя еще одно задание. Перед нами лежит картинка. Перед ребенком лежит сюжет-ная картинка.
- Оля, кого ты видишь на картинке?
- Рыбака,
- Кого поймал рыбак?
- Рыбак поймал рыбку.
- Молодец! Повтори еще раз.
- Молодец! А теперь четко произнеси звук Р в сло-вах, где он есть.
- Рыбак, рыбка.
- Молодец! Все верно. Звук Р есть в слова рррыбак и рррыбка.
- Давай сосчитаем вместе, сколько поймал рыбак рыбок.
- Одна рыбка.
Две рыбки.
Три рыбки.
Четыре рыбки.
Пять рыбок.
- Сколько поймал рыбак рыбок?
- Пять рыбок.
- Тигренок очень тобой доволен! Сосчитал верно. Молодец! Ну, то ж нам пора возвращаться обратно домой. Картинки к предложени-ям
Рыбки
1 мин Итог занятия - Как хорошо попутешествовали. Кирюша, а какой мы сегодня звук повторили?
- Мы повторили звук Р.
- Молодец!
- Оля, сегодня мы с тобой попутешествовали на кораблике, мы познакомились с Тигренком. Тиг-ренок очень рад знакомству с тобой. Благодаря те-бе он может громко и звонко рычать – Ррр и боль-ше он никого не боится. Игрушка ко-раблик
Оценка работы ребенка - За то, что ты сегодня очень хорошо позанималась и стала красиво и звонко рычать, я подарю тебе наклейку. Что на ней изображено?
- Тигр.
- Молодец! Картинка-раскраска Тигренок