Мария Котова
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
• развитие артикуляционной и мелкой моторики,
• автоматизация звука Р в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных;
• развитие фонематического восприятия;
• автоматизация звука Р в словах с открытым, закрытым слогом и со стечением согласных в слове;
• пополнение словарного запаса именами существительными;
• образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3. Произнесение звука (р) в слогах.
4. Произнесение звука (р) в словах, где звук находится в разной позиции слова
5. Итог занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву (трр-р). Как мурлычит ласковая кошечка (мур-р).Покажи; как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).
Миша, какой звук сегодня мы будем продолжать изучать?
Ребенок: Звук (р).
2. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Логопед: Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука (р?
Ребё нок: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Логопед: А где находится кончик языка?
Ребенок: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Логопед: Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Ребенок: (р-р-р)
3. Произнесение звука (р) в слогах.
1. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Миша, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это письмо от буквы (р). Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит ее в сундуке, он хочет, чтобы из всех слов пропала буква (р). Давай поспешим ей на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру «Здравствуй пальчик» (большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок должен произносить, определенные слоги).
Ребенок: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.
2. Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Логопед: Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.
Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Ребенок: РА.
Логопед: Давай соединим (р) со звуками у, ы, о.
Ребенок поочередно выполняет задание – РА-РО-РУ-РЫ
Логопед: если произнести слоги в такой последовательности, то получится волшебное заклинание --ры-ро-ру-ра,
раздвигается гора.
Повтори его.
3. Произнесение звука (р) в словах.
1. Показ картинки с изображением гор.
Логопед: Что это?
Ребенок: Горы.
Логопед: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим: ры - ро - ру- ра - Раздвигается гора.
Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные «та - во - ро».Что я перепутала? Произнеси это слово правильно.
Ребенок: Ворота.
Логопед: А около ворот- «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов?
Ребенок: Охрана.
Логопед: Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра «Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые попал кубик.
Логопед: Нет, не пропускает нас охрана. Надо выполнить другое задание.
Игра «Большой- маленький»
Логопед: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.
Ребенок: Ручка.
( Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь, карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
Логопед: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены тигр, зубр, ворона, лев. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам)
Ребенок: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр, лев и зубр –дикие животные
( Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры, картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)
Логопед: Стражники открыли ворота, но перед нами ров, нужен мостик, а он у Дракона. Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в «добавлялки».
Игра «Добавлялки»
(с опорой на картинки).
Буратино взял…. (топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит он-стоит….(машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …. (мотор)
И наехал на…. (забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…. (отругала.)
5. Итог.
Логопед: Молодец, Миша! Дошел до сундучка. Открой его. Что там?
Ребенок: Рисунок.
Логопед: Какой звук ты освободил?
Ребенок: Звук (р).
Логопед: Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со звуком (р).Сегодня ты правильно и четко произносил звук (р).