Получи документы

Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией

Зеленина Кристина
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией
▼ Скачать + Заказать документы

«Речь - это основа умственной деятельности, средство общения. Спо-собность дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения речевой деятельностью. Логически четкая, демонстративная, образная устная речь ребенка является показателем его умственного развития», - считает Е. Е. Артемова.

Другое определение дает А. Р. Лурия: «Речь - это проверка произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и соответствующая система письменных знаков. Речь выражает психологию отдельного человека или сообщества людей, для которых характерны эти особенности речи».

Публикация «Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией» размещена в разделах

В психологии понятия «произношение» и «устная речь» приравниваются, поэтому С. Л. Рубинштейн рассматривает их как произносимую, бессловесную пищу в условиях непосредственного контакта с собеседником. Разговорная речь ситуативна.

Проблема изучения воспроизведения звука изучалась такими уче-ными, как: И. П. Павлов, М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн, Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская, М. Ф. Фомичева, Л. В. Лопатина, А. М. Шацкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкина, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, В. П. Дудиев, В. А. Артемов, Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, Б. Р. Кузнецов, А. А. Реформатский и другие.

В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В. И. Селиверстова дается следующее определение понятия звуковоспроизведения : «Это процесс формирования звуков речи, осуществляемый дыхательным, голосообразующим и звукообразующим отделами речи».

В отечественной и зарубежной литературе принято разделение дислалии на две формы сенсорную и моторную дислалию, в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены.

Артикуляция звуков речи происходит за счет того, что невесомый поток протекает между голосовыми складками, языком, зубами и губками. Каждая фонема соответствует первоначальному составу общей работы по артикуляции и фонации. С точки зрения физиологии, у этого процесса об-разования речевых звуков есть устройство будущего.

Белякова Л. И. утверждает, что артикуляционные модели гласных звуков определяются не только тоническим напряжением мышечных стенок резонаторов, но и различным положением языка и губ, которые не образуют барьеров. Следовательно, гласные звуки являются преимущественно музыкальными нотами, т. е. они должны произноситься с участием голоса.

При артикуляции согласных звуков, напротив, мышечные стенки резонаторных полостей расслаблены, и в полости рта прекрасно виден участок произвольно сокращенных мышц, образующих препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

По мнению Беляковой Л. И., все согласные делятся на 4 группы в зависимости от места их образования:

1) губные,

2) переднеязычные,

3) среднеязычные,

4) заднеязычные.

Классификация согласных по способу образования предполагает учет характера препятствия, способа его преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на 4 группы:

1) Смычные, взрывные, мгновенные;

2) Щелевые, фрикативные, длительные;

3) Смычно-щелевые, аффрикаты;

4) Смычно-проходные.

По словам Т. А. Ткаченко, «Звуки являются основным строительным материалом человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть правильно понята, следовательно, служить средством общения». Правильное произношение необходимо ребенку для уве-ренного общения, успешной учебы, грамотного чтения и гармоничного развития.

Таким образом, звукопроизношение в онтогенезе - это воспроизведение звуков речи. Степень сформированности звуковоспроизведения будет зависеть на успеваемость ребенка в школе, его привыкания и социализации в коллективе.

Список литературы

Артемова, Е. Э. Особенности слухового самоконтроля у дошкольников с речевой патологией [Текст] / Е. Э. Артемова Региональный научно-практический семинар, посвященный памяти В. А. Ковшикова: Научн. Тр., СГПУ. - Самара, 2005.

Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р. Лурия. - Москва: Просвещение. - 2009.

Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] /Л. С. Рубинштейн. – Издательский дом: Питер, 2002.

Ахметзянова, А. И. Логопедический атлас (периферический речевой аппарат) [Текс] / А. И. Ахметзянова, Т. Ю. Корнийченко, Л. Н. Суздальцева. –учебное пособие. - Казань: Издво Казан. ун-та, 2016.

Белякова, Л. И. Дифференциальные признаки сходных форм нарушений речи [Текст] / Л. И. Белякова, А. М. Шацкова. - Логопед. — 2012. — № 5.

Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов - Москва: ВЛАДОС, 1994с.

Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и 60 родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д». - 2000.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

Анализ логопедической деятельности на логопедическом пункте АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ Пункте МБДОУ детский сад «КОЛОБОК» уч. 2016-2017г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ- Исправить дефекты.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией
Опубликовано: 2 июня 2023 в 16:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией» (включая файлы) размещена пользователем Зеленина Кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД