Зеленина Кристина
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь - это основа умственной деятельности, средство общения. Спо-собность дошкольников сравнивать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения речевой деятельностью. Логически четкая, демонстративная, образная устная речь ребенка является показателем его умственного развития», - считает Е. Е. Артемова.
Другое определение дает А. Р. Лурия: «Речь - это проверка произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и соответствующая система письменных знаков. Речь выражает психологию отдельного человека или сообщества людей, для которых характерны эти особенности речи».
Публикация «Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по звукопроизношению у старших дошкольников с дислалией» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
В психологии понятия «произношение» и «устная речь» приравниваются, поэтому С. Л. Рубинштейн рассматривает их как произносимую, бессловесную пищу в условиях непосредственного контакта с собеседником. Разговорная речь ситуативна.
Проблема изучения воспроизведения звука изучалась такими уче-ными, как: И. П. Павлов, М. М. Кольцова, Н. А. Бернштейн, Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская, М. Ф. Фомичева, Л. В. Лопатина, А. М. Шацкова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкина, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, В. П. Дудиев, В. А. Артемов, Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, Б. Р. Кузнецов, А. А. Реформатский и другие.
В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В. И. Селиверстова дается следующее определение понятия звуковоспроизведения : «Это процесс формирования звуков речи, осуществляемый дыхательным, голосообразующим и звукообразующим отделами речи».
В отечественной и зарубежной литературе принято разделение дислалии на две формы сенсорную и моторную дислалию, в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены.
Артикуляция звуков речи происходит за счет того, что невесомый поток протекает между голосовыми складками, языком, зубами и губками. Каждая фонема соответствует первоначальному составу общей работы по артикуляции и фонации. С точки зрения физиологии, у этого процесса об-разования речевых звуков есть устройство будущего.
Белякова Л. И. утверждает, что артикуляционные модели гласных звуков определяются не только тоническим напряжением мышечных стенок резонаторов, но и различным положением языка и губ, которые не образуют барьеров. Следовательно, гласные звуки являются преимущественно музыкальными нотами, т. е. они должны произноситься с участием голоса.
При артикуляции согласных звуков, напротив, мышечные стенки резонаторных полостей расслаблены, и в полости рта прекрасно виден участок произвольно сокращенных мышц, образующих препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
По мнению Беляковой Л. И., все согласные делятся на 4 группы в зависимости от места их образования:
1) губные,
2) переднеязычные,
3) среднеязычные,
4) заднеязычные.
Классификация согласных по способу образования предполагает учет характера препятствия, способа его преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на 4 группы:
1) Смычные, взрывные, мгновенные;
2) Щелевые, фрикативные, длительные;
3) Смычно-щелевые, аффрикаты;
4) Смычно-проходные.
По словам Т. А. Ткаченко, «Звуки являются основным строительным материалом человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть правильно понята, следовательно, служить средством общения». Правильное произношение необходимо ребенку для уве-ренного общения, успешной учебы, грамотного чтения и гармоничного развития.
Таким образом, звукопроизношение в онтогенезе - это воспроизведение звуков речи. Степень сформированности звуковоспроизведения будет зависеть на успеваемость ребенка в школе, его привыкания и социализации в коллективе.
Список литературы
Артемова, Е. Э. Особенности слухового самоконтроля у дошкольников с речевой патологией [Текст] / Е. Э. Артемова Региональный научно-практический семинар, посвященный памяти В. А. Ковшикова: Научн. Тр., СГПУ. - Самара, 2005.
Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р. Лурия. - Москва: Просвещение. - 2009.
Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] /Л. С. Рубинштейн. – Издательский дом: Питер, 2002.
Ахметзянова, А. И. Логопедический атлас (периферический речевой аппарат) [Текс] / А. И. Ахметзянова, Т. Ю. Корнийченко, Л. Н. Суздальцева. –учебное пособие. - Казань: Издво Казан. ун-та, 2016.
Белякова, Л. И. Дифференциальные признаки сходных форм нарушений речи [Текст] / Л. И. Белякова, А. М. Шацкова. - Логопед. — 2012. — № 5.
Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] / В. И. Селиверстов - Москва: ВЛАДОС, 1994с.
Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и 60 родителей [Текст] / Т. А. Ткаченко. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д». - 2000.