Татьяна Корепанова
Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей
Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная роль семьи имеет очень высокое значение. А. С. Макаренко писал: «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье».
Публикация «Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей» размещена в разделах
Наши дети до трех лет были в домашнем окружении семьи и пришли к нам во вторую младшую группу. Поначалу возникла проблема того, что дети не умеют контактировать друг с другом. В связи с этим появилась необходимость подобрать игры, направленные на социализацию детей.
Также в работе по этой проблеме мы успешно используем традиции, существующие в программе «Радуга»:
-Утро радостных встреч (дети и взрослые нашей группы рады утренней встрече; делятся впечатлениями о прошедших выходных днях не только дети, но и взрослые);
- Сладкий вечер (эта традиция очень нравится ребятам, дети угощают друг друга сладостями, беседуют в непринужденной обстановке по волнующим их вопросам и они с нетерпением ждут своей очереди, чтобы принести свои сладости);
- День рождения каждого ребенка (особое внимание в этот день уделяется имениннику, дети с воспитателем говорят ему комплименты, «пекут» каравай, а затем именинник приглашает всех к столу и угощает);
- Чтение художественной литературы (после прочтения идет обсуждение прочитанного, где анализируются поступки героев, так же читаем книги, принесенные детьми из дома, это позволяет всем детям обратить внимание на книги, воспитывает в них любовь к чтению);
- Праздники-досуги. Например, праздник мыльных пузырей. Или другие, запланированные на проведение в течение года.
По истечении полутора лет (сейчас мы средняя группа) могу с уверенностью сказать, что с поставленной задачей, а именно с социализацией детей в группе, мы справились.
А вот несколько игр, которые мы использовали.
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
-Понравилась ли вам игра?
-Почему хорошо обнимать других детей?
-Приятно вам, когда вас обнимают?
- Часто ли вас обнимают?
Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу на ковре. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей, педагог может подсказать затруднившемуся с ответом ребенку: «Может ты любишь маму, папу, конфетку, игрушку…».) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду. ) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки» (в младшей группе это деление, в основном, на мальчиков и девочек). Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет (зайчик, лисичка, медведь…, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. (На первых порах отгадки с подсказки педагога)
«Радио».
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (поначалу это воспитатель, он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
«Подарки».
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, необходимо разделиться на две команды (проще всего на мальчиков и девочек). Все девочки встают во внутренний круг, а все мальчики во внешний круг (или наоборот). Дети образуют два круга и двигаются под музыку по кругу в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: взяться за руки, погладить по голове, улыбнуться и т. п.