Получи документы

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов

Вероника Пиликевич
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Узденская районная гимназия,

педагог-психолог В. В. Пиликевич

В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно остро стоит проблема сохранения здоровья как физического, так и психического и социального. По мнению многих учёных, современный этап развития общества характеризуется дефицитом гуманитарного знания и гуманитарного опыта (опыта смыслопоиска, смыслотворчества, самопознания, что выливается:

1) в конфликтность между участниками различных социальных групп, народами, религиозными конфессиями и отдельными личностями;

Публикация «Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов» размещена в разделах

2) отчуждённость молодого поколения от ценностей и ресурсов своих предков;

3) повышение среди детей и молодёжи интереса к зрелищным формам культуры, пропагандирующим насилие, безнравственность и бездуховность;

4) низкий уровень коммуникативно-речевых способностей, неумение предъявлять смысловые контексты своего мышления, поведения и деятельности;

5) неспособность поддерживать смыслопоисковый диалог с собеседником;

6) разъединённость души и тела, неумение и нежелание слышать и слушать телесные импульсы. [1]

Понятие «стресс». Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью человека и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных невротических заболеваний. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости, вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. В этом отношении особой «группой риска» являются работники сферы образования.

По мнению Г. Селье, «избежать стресса в повседневной и профессиональной жизни невозможно. Стресс – это обязательный компонент жизни». В некоторых случаях стресс действительно является достаточно сильным активизирующим фактором на пути преодоления препятствий и принятия важных для личности решений. Однако его продолжительное воздействие на организм человека может быть губительным и принимать устойчивую форму – дистресс. Это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования окружающей среды. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счёт возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса в данном случае призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс возникает, когда эти механизмы «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном воздействии стресса на человека. [5, 7]

В исследованиях многих авторов было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворённости результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. [1, 2, 3, 5]

Традиционным в психологии стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие различных отрицательных факторов. [2, 6]

Не всегда эти отрицательные факторы воспринимаются человеком объективно. Стресс – это не то, что случилось, а то, как это воспринимает сам человек. «90 % наших забот касается того, что никогда не случится» - отмечала М. Тетчер. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:

1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается ("фаза шока", а затем включаются защитные механизмы;

2) стадия сопротивления (резистентности, когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;

3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. [4]

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей стадии стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее, стараться не допускать перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.

Опыт психолого-педагогической работы с учащимися и педагогами. Выше изложенные факты убедительно подтверждают актуальность рассмотрения проблемы стресса и психофизиологической защиты или психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости человека в повседневных условиях. Данная проблема в рамках здоровьесберегающего направления работы психолого-педагогической службы гимназии решается по следующему алгоритму:

1. Исследование физиологических механизмов, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, т. е. тех механизмов, с помощью которых сам организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий.

2. Психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям.

3. Физиологическое или психофизиологическое обеспечение стрессоустойчивости.

В соответствии с данным алгоритмом работы в гимназии постоянно проводятся психолого-педагогические исследования и мониторинги. Они позволяют выявить трудности у учащихся в период социально-психологической адаптации к новым условиям обучения и воспитания в среднем и старшем звене, проблемы личностного и профессионального определения выпускников, проследить динамику общего развития учащихся на протяжении всего периода обучения. Анализ данных диагностики даёт возможность

• определить и проанализировать круг проблем, характерных для данного учреждения образования;

• выделить учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, сформировать коррекционно-развивающие группы;

• разработать психолого-педагогические рекомендации исходя из потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса и учитывая специфику учреждения образования;

• осуществлять комплексный подход в решении актуальных задач обучения и воспитания;

• совершенствовать учебно-воспитательный процесс в постоянно изменяющихся условиях.

Эффективность психолого-педагогических исследований полностью зависит от того, насколько их результаты применяются в педагогической практике. Поэтому очень важно, чтобы классные руководители, учителя-предметники и администрация были ознакомлены с ними. С этой целью в помощь педагогам подготовлены тематические электронные папки в локальной сети, материалы которых постоянно пополняются, проводятся групповые и индивидуальные консультации, консилиумы.

Во четверти был проведён психолого-педагогический мониторинг самооценки психофизического здоровья учащихся и педагогов гимназии. В данном исследовании приняли участие 300 учащихся и 28 педагогов гимназии. Результаты психолого-педагогического мониторинга показали, что в целом, по гимназии адекватная самооценка соответствует 82 % педагогов и 58 % учащихся. Причём учащиеся старшего звена более адекватны в оценивании себя (63 %, а в среднем звене адекватная самооценка характерна для 54 % учащихся, что обусловлено возрастными закономерностями (в подростковом возрасте самооценка – неустойчивая, интенсивно развивается самосознание, мотивационно-потребностная сфера, мировоззрение, а также социально-психологическими факторами (статус учащегося среди сверстников, успешность в общении и обучении, степень удовлетворения актуальных потребностей, личностное самоопределение, социальное положение и благополучие и т. д.). Кроме того, наблюдается следующая тенденция: процент неадекватных самооценок наиболее высок в 5-х и 6-х классах (77,4 %; 58,6 %, затем наблюдается снижение (7-е классы – 31,4 %; 8-е классы – 40,6 %, в выпускных классах процент неадекватных самооценок опять возрастает (47,8 %; 46,1 %).

Таким образом, адекватная самооценка и позитивное самовосприятие играют значительную роль в развитии и становлении гармоничной личности, способствуют успешной социализации, личностной и профессиональной самореализации человека.

По результатам проведё нного исследования было:

• подготовлено выступление на педагогическом совете по теме «Позитивная самооценка личности как способ сохранения и улучшения психофизического здоровья учащихся и педагогов»;

• разработаны рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, администрации и родителей;

• подготовлены соответствующие информационные материалы по реализации здоровьесберегающего направления в условиях учебно-воспитательного процесса в помощь педагогам;

• подобраны дыхательные и релаксационные техники для физкультминуток на уроках;

• проведены индивидуальные консультации с классными руководителями и учащимися.

В результате исследования социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов в среднем звене гимназии был проведён психолого-педагогический консилиум, сформированы две коррекционные группы и разработана коррекционно-развивающая программа по снижению уровня тревожности и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия проводились один раз в неделю в течение четверти. В процессе групповой работы учащиеся учились овладевать способами установления позитивных взаимоотношений с другими детьми, различать и определять собственные чувства, управлять ими; формировали и развивали навыки преодоления эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

В старшем звене гимназии большое внимание уделяется профориентационной работе и профилактике экзаменационного стресса. В выпускных классах проводится диагностика профессиональных интересов и склонностей, профориентационные активизирующие игры, групповые и индивидуальные профконсультации для учащихся по итогам диагностики. Данные мероприятия дают возможность выпускникам определиться с выбором учебного заведения и будущей профессии, правильно соотнести свои способности и возможности с профессиональными требованиями, повысить уверенность в собственных силах. Для учащихся, которые испытывают трудности в выборе профессии, предусмотрена индивидуальная углубленная диагностика с использованием компьютерной программы «Профиль».

В V четверти для выпускников проводятся занятия с целью профилактики экзаменационного стресса, формирования стрессоустойчивости, снижению уровня тревожности. В процессе таких занятий учащиеся учатся активизировать свои личностные ресурсы для преодоления стрессовых ситуаций, обучаются методам и приёмам снятия эмоционального напряжения с помощью дыхательных техник, навыкам преодоления мышечных зажимов.

Кроме того, для учащихся 9 – 11-х классов была разработана психолого-педагогическая программа групповой работы с подростками по личностному и профессиональному самоопределению в рамках образовательного проекта по обществоведению и писхологии. Отсутствие психологической готовности у подростков к самостоятельной жизни, принятию важных для себя решений, к смене социальных ролей приводит к дезадаптации и многочисленным личностным проблемам.

Данная психолого-педагогическая программа ориентирована на оказание поддержки и помощи учащимся, испытывающим трудности в социализации, общении со сверстниками, выборе будущей профессии и актуализации собственного личностного потенциала.

Реализация данной программы участниками образовательного процесса помогает подросткам правильно оценивать последствия собственных поступков, овладевать навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям, воспитывать в себе уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на будущее, развивать навыки самостоятельного решения возникающих проблем.

Реализация программы проходит в 3 этапа:

Самопознание (способствование развитию самосознания подростков, самопринятию и интеграции положительных и отрицательных сторон личности).

Самоопределение (способствование выявлению профинтересов и склонностей учащихся; содействие в определении соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям).

Самоактуализация (формирование мотивации достижения и уверенности в себе; отработка навыков поведения в критических ситуациях и повышение стрессоустойчивости личности подростков).

Для педагогов в период каникул организовываются групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания. Группы формируются по принципу добровольности и личной заинтересованности, поэтому такая форма работы считается наиболее эффективной, так как каждый из членов группы ориентирован на получение нового опыта и результата, позитивных эмоций и просто эмоциональной поддержки со стороны своих коллег.

Основной целью такой групповой работы является способствование сохранению физического и психологического здоровья, формированию позитивного мышления и стрессоустойчивости педагогов. В процессе занятий решаются следующие задачи:

• знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости;

• отработка на практике технологий снятия психоэмоционального напряжения;

• формирование позитивной «Я» - концепции;

развитие и совершенствование ресурсов личности;

• актуализация поиска своего индивидуального стиля жизни;

• стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.

Работа в группе помогает накопить опыт в процессе позитивного разрешения внутренних и внешних конфликтов через восприятие различных психических состояний, даёт возможность осознанно отследить в повседневной жизни ситуации, которые ведут к стрессам и эмоциональному напряжению.

Таким образом, одной из ведущих задач здоровьесберегающего направления психолого-педагогической работы в учреждении образования является оказание помощи и поддержки педагогам, учащимся выпускных классов и всем тем, кто испытывает чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни и сложности адаптации в социуме.

Список использованной литературы:

1. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2002.

2. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания : Деятельность и состояния. - М., 1980.

3. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. - М., 1983.

4. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт. -сост. Е. А. Шкуринская. - Волгоград, 2008.

5. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ. -М., 1982.

6. Семагин, В. Н., Зухарь, А. В., Куликов, М. А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция. - М., 1988.

7. Черепанова, Е. М. Психологический стресс : помоги себе и ребёнку. – М., 1996.

Публикации по теме:

Содержание деятельности педагога-психолога в рамках медико-психолого-педагогической службы ДОУ 1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года).

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников» Консультация для педагогов. Тема: «Дидактическая игра, её роль в развитии дошкольников». Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй,.

Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду»Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду» «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ МОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ЦЕНТРА «СО-ДЕЙСТВИЕ» В УСЛОВИЯХ ДОУ» Создание психолого-медико-педагогической службы в.

Консультация для педагогов ДОУ «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,.

Консультация для педагогов «Роль экспериментирования в развитии дошкольников» Литвинова Оксана Ивановна Ребёнок — это исследователь всего окружающего. Малыш видит мир через свои ощущения. «Чем больше ребёнок видел,.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для педагогов «Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире». В. А.

Мастер-класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Цель: Раскрыть значение нетрадиционных.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребёнка (ООН, 1959) Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) Конвенция о борьбе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 15:54
+136Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Пиликевич (УИ 1647119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД