Вероника Пиликевич
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов
▼ Скачать
+ Заказать документы
Узденская районная гимназия,
педагог-психолог В. В. Пиликевич
В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно остро стоит проблема сохранения здоровья как физического, так и психического и социального. По мнению многих учёных, современный этап развития общества характеризуется дефицитом гуманитарного знания и гуманитарного опыта (опыта смыслопоиска, смыслотворчества, самопознания, что выливается:
1) в конфликтность между участниками различных социальных групп, народами, религиозными конфессиями и отдельными личностями;
Публикация «Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
2) отчуждённость молодого поколения от ценностей и ресурсов своих предков;
3) повышение среди детей и молодёжи интереса к зрелищным формам культуры, пропагандирующим насилие, безнравственность и бездуховность;
4) низкий уровень коммуникативно-речевых способностей, неумение предъявлять смысловые контексты своего мышления, поведения и деятельности;
5) неспособность поддерживать смыслопоисковый диалог с собеседником;
6) разъединённость души и тела, неумение и нежелание слышать и слушать телесные импульсы. [1]
Понятие «стресс». Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью человека и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных невротических заболеваний. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости, вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. В этом отношении особой «группой риска» являются работники сферы образования.
По мнению Г. Селье, «избежать стресса в повседневной и профессиональной жизни невозможно. Стресс – это обязательный компонент жизни». В некоторых случаях стресс действительно является достаточно сильным активизирующим фактором на пути преодоления препятствий и принятия важных для личности решений. Однако его продолжительное воздействие на организм человека может быть губительным и принимать устойчивую форму – дистресс. Это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования окружающей среды. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счёт возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса в данном случае призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс возникает, когда эти механизмы «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном воздействии стресса на человека. [5, 7]
В исследованиях многих авторов было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворённости результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. [1, 2, 3, 5]
Традиционным в психологии стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие различных отрицательных факторов. [2, 6]
Не всегда эти отрицательные факторы воспринимаются человеком объективно. Стресс – это не то, что случилось, а то, как это воспринимает сам человек. «90 % наших забот касается того, что никогда не случится» - отмечала М. Тетчер. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:
1) реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается ("фаза шока", а затем включаются защитные механизмы;
2) стадия сопротивления (резистентности, когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям;
3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. [4]
Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей стадии стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее, стараться не допускать перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс – это вполне нормальная реакция.
Опыт психолого-педагогической работы с учащимися и педагогами. Выше изложенные факты убедительно подтверждают актуальность рассмотрения проблемы стресса и психофизиологической защиты или психофизиологического обеспечения стрессоустойчивости человека в повседневных условиях. Данная проблема в рамках здоровьесберегающего направления работы психолого-педагогической службы гимназии решается по следующему алгоритму:
1. Исследование физиологических механизмов, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, т. е. тех механизмов, с помощью которых сам организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий.
2. Психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям.
3. Физиологическое или психофизиологическое обеспечение стрессоустойчивости.
В соответствии с данным алгоритмом работы в гимназии постоянно проводятся психолого-педагогические исследования и мониторинги. Они позволяют выявить трудности у учащихся в период социально-психологической адаптации к новым условиям обучения и воспитания в среднем и старшем звене, проблемы личностного и профессионального определения выпускников, проследить динамику общего развития учащихся на протяжении всего периода обучения. Анализ данных диагностики даёт возможность
• определить и проанализировать круг проблем, характерных для данного учреждения образования;
• выделить учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, сформировать коррекционно-развивающие группы;
• разработать психолого-педагогические рекомендации исходя из потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса и учитывая специфику учреждения образования;
• осуществлять комплексный подход в решении актуальных задач обучения и воспитания;
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс в постоянно изменяющихся условиях.
Эффективность психолого-педагогических исследований полностью зависит от того, насколько их результаты применяются в педагогической практике. Поэтому очень важно, чтобы классные руководители, учителя-предметники и администрация были ознакомлены с ними. С этой целью в помощь педагогам подготовлены тематические электронные папки в локальной сети, материалы которых постоянно пополняются, проводятся групповые и индивидуальные консультации, консилиумы.
Во четверти был проведён психолого-педагогический мониторинг самооценки психофизического здоровья учащихся и педагогов гимназии. В данном исследовании приняли участие 300 учащихся и 28 педагогов гимназии. Результаты психолого-педагогического мониторинга показали, что в целом, по гимназии адекватная самооценка соответствует 82 % педагогов и 58 % учащихся. Причём учащиеся старшего звена более адекватны в оценивании себя (63 %, а в среднем звене адекватная самооценка характерна для 54 % учащихся, что обусловлено возрастными закономерностями (в подростковом возрасте самооценка – неустойчивая, интенсивно развивается самосознание, мотивационно-потребностная сфера, мировоззрение, а также социально-психологическими факторами (статус учащегося среди сверстников, успешность в общении и обучении, степень удовлетворения актуальных потребностей, личностное самоопределение, социальное положение и благополучие и т. д.). Кроме того, наблюдается следующая тенденция: процент неадекватных самооценок наиболее высок в 5-х и 6-х классах (77,4 %; 58,6 %, затем наблюдается снижение (7-е классы – 31,4 %; 8-е классы – 40,6 %, в выпускных классах процент неадекватных самооценок опять возрастает (47,8 %; 46,1 %).
Таким образом, адекватная самооценка и позитивное самовосприятие играют значительную роль в развитии и становлении гармоничной личности, способствуют успешной социализации, личностной и профессиональной самореализации человека.
По результатам проведё нного исследования было:
• подготовлено выступление на педагогическом совете по теме «Позитивная самооценка личности как способ сохранения и улучшения психофизического здоровья учащихся и педагогов»;
• разработаны рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников, администрации и родителей;
• подготовлены соответствующие информационные материалы по реализации здоровьесберегающего направления в условиях учебно-воспитательного процесса в помощь педагогам;
• подобраны дыхательные и релаксационные техники для физкультминуток на уроках;
• проведены индивидуальные консультации с классными руководителями и учащимися.
В результате исследования социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов в среднем звене гимназии был проведён психолого-педагогический консилиум, сформированы две коррекционные группы и разработана коррекционно-развивающая программа по снижению уровня тревожности и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия проводились один раз в неделю в течение четверти. В процессе групповой работы учащиеся учились овладевать способами установления позитивных взаимоотношений с другими детьми, различать и определять собственные чувства, управлять ими; формировали и развивали навыки преодоления эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
В старшем звене гимназии большое внимание уделяется профориентационной работе и профилактике экзаменационного стресса. В выпускных классах проводится диагностика профессиональных интересов и склонностей, профориентационные активизирующие игры, групповые и индивидуальные профконсультации для учащихся по итогам диагностики. Данные мероприятия дают возможность выпускникам определиться с выбором учебного заведения и будущей профессии, правильно соотнести свои способности и возможности с профессиональными требованиями, повысить уверенность в собственных силах. Для учащихся, которые испытывают трудности в выборе профессии, предусмотрена индивидуальная углубленная диагностика с использованием компьютерной программы «Профиль».
В V четверти для выпускников проводятся занятия с целью профилактики экзаменационного стресса, формирования стрессоустойчивости, снижению уровня тревожности. В процессе таких занятий учащиеся учатся активизировать свои личностные ресурсы для преодоления стрессовых ситуаций, обучаются методам и приёмам снятия эмоционального напряжения с помощью дыхательных техник, навыкам преодоления мышечных зажимов.
Кроме того, для учащихся 9 – 11-х классов была разработана психолого-педагогическая программа групповой работы с подростками по личностному и профессиональному самоопределению в рамках образовательного проекта по обществоведению и писхологии. Отсутствие психологической готовности у подростков к самостоятельной жизни, принятию важных для себя решений, к смене социальных ролей приводит к дезадаптации и многочисленным личностным проблемам.
Данная психолого-педагогическая программа ориентирована на оказание поддержки и помощи учащимся, испытывающим трудности в социализации, общении со сверстниками, выборе будущей профессии и актуализации собственного личностного потенциала.
Реализация данной программы участниками образовательного процесса помогает подросткам правильно оценивать последствия собственных поступков, овладевать навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям, воспитывать в себе уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на будущее, развивать навыки самостоятельного решения возникающих проблем.
Реализация программы проходит в 3 этапа:
• Самопознание (способствование развитию самосознания подростков, самопринятию и интеграции положительных и отрицательных сторон личности).
• Самоопределение (способствование выявлению профинтересов и склонностей учащихся; содействие в определении соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям).
• Самоактуализация (формирование мотивации достижения и уверенности в себе; отработка навыков поведения в критических ситуациях и повышение стрессоустойчивости личности подростков).
Для педагогов в период каникул организовываются групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания. Группы формируются по принципу добровольности и личной заинтересованности, поэтому такая форма работы считается наиболее эффективной, так как каждый из членов группы ориентирован на получение нового опыта и результата, позитивных эмоций и просто эмоциональной поддержки со стороны своих коллег.
Основной целью такой групповой работы является способствование сохранению физического и психологического здоровья, формированию позитивного мышления и стрессоустойчивости педагогов. В процессе занятий решаются следующие задачи:
• знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости;
• отработка на практике технологий снятия психоэмоционального напряжения;
• формирование позитивной «Я» - концепции;
• развитие и совершенствование ресурсов личности;
• актуализация поиска своего индивидуального стиля жизни;
• стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.
Работа в группе помогает накопить опыт в процессе позитивного разрешения внутренних и внешних конфликтов через восприятие различных психических состояний, даёт возможность осознанно отследить в повседневной жизни ситуации, которые ведут к стрессам и эмоциональному напряжению.
Таким образом, одной из ведущих задач здоровьесберегающего направления психолого-педагогической работы в учреждении образования является оказание помощи и поддержки педагогам, учащимся выпускных классов и всем тем, кто испытывает чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни и сложности адаптации в социуме.
Список использованной литературы:
1. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М., 2002.
2. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания : Деятельность и состояния. - М., 1980.
3. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. - М., 1983.
4. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт. -сост. Е. А. Шкуринская. - Волгоград, 2008.
5. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ. -М., 1982.
6. Семагин, В. Н., Зухарь, А. В., Куликов, М. А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция. - М., 1988.
7. Черепанова, Е. М. Психологический стресс : помоги себе и ребёнку. – М., 1996.