Галина Симакова
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультацию для воспитателей подготовили:
Курзова О. М., Симакова Г. В.
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
С принятием Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.
Публикация «„Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников“ (часть 1)» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Оформление детских садов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть.
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования педагогической среды, а также систематической работы с детьми. Рассмотрим определения понятия «педагогическая среда» :
В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда» :
• педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, в микрорайоне;
• среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Следовательно, педагогическая среда – это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей. Развитие личности измеряется увеличением опыта, увеличением собственных открытий.
Цель экологического образования дошкольников – развитие экологической культуры детей.
Для достижения данной цели педагоги решают ряд задач :
1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей, традициям своего народа.
3. Формировать систему научных знаний и представлений, познавательные умения и навыки по уходу за живыми объектами, согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
4. Развивать чувство эмпатии к объектам природы, речевое творчество, эстетические чувства, творческое и системное мышление.
Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Можно выделить следующие этапы в экологизации педагогической среды :
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны);
2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи;
3. Повысить профессионально-творческий уровень педагогов по данной проблеме.
Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров: отношение человека к себе и к окружающему миру.
Работа ДОУ должна основываться на системе мероприятий экологической направленности, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.
Можно выделить несколько направлений:
I. Эколого-образовательная среда ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ДОУ является организация эколого-развивающей среды.
Эколого-развивающая среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.
При построении модели эколого-развивающей среды можно выделить два направления:
a. Создание условий внутри ДОУ:
• Центр экологии в группе, целью которого является формирование у детей умения видеть разнообразие растительного и животного мира, сравнивать его с родной природой. Развивать навыки ухода и бережного отношения к флоре и фауне.
В него входят комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран. Работа с детьми должна строиться на следующих дидактических материалах:
- модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов;
- календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксацией хода и результатов экспериментов;
- модели: описания животных, растений; для нахождения детьми характерных признаков растения или животного; связь его со средой обитания, приспособление к условиям жизни; со стадиями развития растений, животных; “живое-неживое”;
- экологические проекты;
- исследовательская деятельность (опыты, схемы и т. д.)
- альбомы и картотеки растений и животных нашего края
- коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;
- сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;
- календарь природы, погоды;
- дневники наблюдений;
- фотоматериал;
- поделки детей и родителей;
• Подбор художественной литературы;
• Игры и игровые обучающие ситуации (с игрушками – аналогами (аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения, (игровые обучающие ситуации типа путешествий, с сюжетными игрушками.
b. Создание условий на территории ДОУ.
Ведение «экологического дневника дошкольников», рассчитанное на весь учебный год и затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работы с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.
Воспитатели обогащают практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется совместная деятельность старших дошкольников с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей, в которой старшие помогают младшим освоить правила поведения в природе.
Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети должны использовать, заботясь о растениях детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, поскольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.
Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Все это можно отнести к интегрированному обучению.