Приложение МААМ

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1)

Галина Симакова
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

Консультацию для воспитателей подготовили:

Курзова О. М., Симакова Г. В.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

С принятием Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.

Публикация «„Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников“ (часть 1)» размещена в разделах

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть.

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования педагогической среды, а также систематической работы с детьми. Рассмотрим определения понятия «педагогическая среда» :

В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда» :

педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, в микрорайоне;

среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

Следовательно, педагогическая среда – это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогами значительности своей социальной миссии в развитии детей. Развитие личности измеряется увеличением опыта, увеличением собственных открытий.

Цель экологического образования дошкольников – развитие экологической культуры детей.

Для достижения данной цели педагоги решают ряд задач :

1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей, традициям своего народа.

3. Формировать систему научных знаний и представлений, познавательные умения и навыки по уходу за живыми объектами, согласовывать своё поведение с факторами природной среды.

4. Развивать чувство эмпатии к объектам природы, речевое творчество, эстетические чувства, творческое и системное мышление.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Можно выделить следующие этапы в экологизации педагогической среды :

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны);

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи;

3. Повысить профессионально-творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров: отношение человека к себе и к окружающему миру.

Работа ДОУ должна основываться на системе мероприятий экологической направленности, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

Можно выделить несколько направлений:

I. Эколого-образовательная среда ДОУ.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ДОУ является организация эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды можно выделить два направления:

a. Создание условий внутри ДОУ:

• Центр экологии в группе, целью которого является формирование у детей умения видеть разнообразие растительного и животного мира, сравнивать его с родной природой. Развивать навыки ухода и бережного отношения к флоре и фауне.

В него входят комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран. Работа с детьми должна строиться на следующих дидактических материалах:

- модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов;

- календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксацией хода и результатов экспериментов;

- модели: описания животных, растений; для нахождения детьми характерных признаков растения или животного; связь его со средой обитания, приспособление к условиям жизни; со стадиями развития растений, животных; “живое-неживое”;

- экологические проекты;

- исследовательская деятельность (опыты, схемы и т. д.)

- альбомы и картотеки растений и животных нашего края

- коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;

- сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;

- календарь природы, погоды;

- дневники наблюдений;

- фотоматериал;

- поделки детей и родителей;

• Подбор художественной литературы;

• Игры и игровые обучающие ситуации (с игрушками – аналогами (аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения, (игровые обучающие ситуации типа путешествий, с сюжетными игрушками.

b. Создание условий на территории ДОУ.

Ведение «экологического дневника дошкольников», рассчитанное на весь учебный год и затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работы с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.

Воспитатели обогащают практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется совместная деятельность старших дошкольников с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей, в которой старшие помогают младшим освоить правила поведения в природе.

Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети должны использовать, заботясь о растениях детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, поскольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Все это можно отнести к интегрированному обучению.

Публикации по теме:

Консультация «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников» «Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников.» Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает.

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть первая) План-конспект лекции «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА».

«Подвижная игра как средство ознакомления старших дошкольников с этнической культурой русского народа» (часть вторая) 3. Педагогические условия организации подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста для ознакомления с этнической культурой русского.

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного труда. Часть I Семинар для старших воспитателей на тему: «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе обучения нетрадиционным способам художественного.

К вопросу об организации полимодальной педагогической среды в условиях ДОУ В статье рассматриваются приоритетные направления позволяющие организовать художественно-творческое развитие детей в дошкольном образовательном.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Структура работы Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

Обобщение опыта работы по теме «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Оформление развивающей среды. Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания педагогов детского сада. Маленькие.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды педагогической песочницы Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропал. Простейший ящик из стола.

Опыт работы: «Игра как средство и способ обучения дошкольников» Образовательный процесс в своей группе я построила на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми.

Консультация «Экологизация предметно-развивающей среды в ДОУ» Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1)
Опубликовано: 6 января 2016 в 17:09
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Симакова (УИ 164290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД