Алла Козлова
Аналитическая справка «Речевое развитие детей через разнообразные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
На основании годового плана работы Дошкольного отделения ГБОУ Школа № и распоряжения по Дошкольному отделению от. г. с. г. г. была проведена тематическая проверка для определения оптимальности и эффективности воспитательно-образовательной работы в разных видах деятельности.
Тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
• обследование уровня развития речи детей;
• оценка профессиональных компетентностей воспитателей;
• создание условий (ПРС) в группе;
• планирование работы;
Публикация «Аналитическая справка „Речевое развитие детей через разнообразные виды деятельности“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• взаимодействие с родителями.
Использовались следующие методы контроля:
• Схемы обследования уровня развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста;
• Карта анализа профессионального мастерства воспитателя;
• Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии);
• Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей» (с точки зрения компетентности педагогов при ее создании);
• Оценочный лист «Создание условий для развития речи детей»;
• Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;
• Карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопрос.
Обследование уровня речевого развития детей.
Обследование уровня речевого развития детей проводилось по методике диагностирования О. С. Ушаковой. Речь детей обследовалась по 3-х бальной системе:
3 балла – высокий уровень, ребенок отвечает на поставленные вопросы и задания без ошибок;
2 балла – допустимый, средний уровень, ребенок делает 1, 2 ошибки, но в конечном итоге отвечает на вопрос и выполняет задание, ему требуется дополнительное разъяснение;
1 балл – низкий уровень, ребенок не отвечает на вопрос и не справляется с заданием.
ДО «1»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
45% 44% 44% 46%
ДО «2»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
65% 50% 39% 57%
ДО «3»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
70% 58% 50% 64%
ДО «4»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
58% 55 % 52 % 58%
ДО «5»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
55% 52 % 35 % 52%
ДО «6»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
30% 41% 49% 36%
ДО «7»
Словарный запас Грамматический строй Фонетика Связная речь
47 % 44% 46% 41%
Дети 3-4 лет испытывают затруднения при обозначении признака и качества предмета, выраженного именем прилагательным, названии действия связанного с движением, отвечающие на вопросы: «Что делает?», «Что можно с ним делать?», в употреблении обобщающих слов, понимании противоположных значений. Трудности возникают при соотнесении названия животных и их детенышей, согласовании существительного и прилагательного в роде и числе. Большинство детей только с помощью взрослого умеют ответить на вопрос по содержанию картины, и пересказать текст хорошо знакомой сказки.
Дети 4-5 лет испытывают трудности при различении слов противоположных по смыслу, в соотнесении названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе, нахождению слов сходных по звучанию, описанию предмета с называнием признаков, качеств, действий и высказыванием собственной оценки.
Дети 5-6 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов, понимании многозначных слов, подборе однокоренных слов, образовании форм глаголов повелительного наклонения. Также возникают трудности при изменении силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания высказывания, подборе слов сходных по звучанию, передаче интонационно характеристики персонажей при пересказе литературных произведений. Следует продолжать активную работу по обучению детей составлению описательных, и особенно повествовательных рассказов, использовать сюжетные серии картинок.
Дети 6-7 лет испытывают затруднения при подборе синонимов и антонимов к разным частям речи, в понимании и употреблении многозначных слов, подборе однокоренных слов. Вызывает затруднение образование форм глаголов повелительного наклонения, составление сложных предложений разных типов, составление повествовательных рассказов и рассказов-рассуждений.
Анализ профессиональных компетентностей воспитателей показал, что педагоги знают содержание программы по развитию речи, большинство владеют приемами интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. Умеют создать условия для качественной организации работы по развитию речи : правильно подобранный и размещенный демонстрационный и раздаточный материал, рациональное размещение детей, соблюдение санитарно-гигиенических условий. Но хочется обратить внимание на низкую речевую плотность занятий, преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна, высказываются лишь некоторые дети. Большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).
Однако малоопытные педагоги не всегда могут скорректировать цель занятия в соответствии с индивидуальными особенностями детей, не используют разнообразные формы организации детей на занятиях, не владеют в достаточной мере разнообразными приемами для сохранения интереса на протяжении занятия (сюрпризные моменты, эмоциональность). Не всегда умеют точно и доступно сформулировать вопросы к детям. При организации разных видов деятельности (игровая, трудовая, бытовая) воспитатели не всегда уделяют внимание речевому развитию.
Создание условий (ПРС) в группе
Во всех группах организованы книжные уголки, содержание которых определяется программой детского сада. В уголках имеются несколько книг одного и того же произведения, разных издательств. Воспитатели обращают внимание на привлекательность и эстетичность выставленного материала. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. В группах старшего дошкольного возраста детей знакомят с детскими писателями, в уголках выставлены их портреты, оформлены выставки книг данного автора. Но педагоги не всегда обращают внимание на знакомство детей с художниками-иллюстраторами. Хочется отметить, что в книжных уголках всех групп не достаточно для рассматривания детских энциклопедий и альбомов, типа «Игрушки», «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Животные и птицы родного края», «Москва», «Цветы» и т. п.
В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры для развития связной речи – лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов и т. д. Также имеются картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых игр; мнемотаблицы. Есть пособия для развития мелкой моторики рук : шнуровки, трафареты, пальчиковые игры.
В группах оборудованы уголки для театрализованной деятельности, в которых присутствуют разные виды театров : пальчиковый, настольный, наручный, театр масок, би-ба-бо, оригами, топотушки. Подобраны атрибуты для постановок сказок. У всех есть ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок, фланелеграфы есть не у всех.
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников.
В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развертывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.
Однако, педагоги не достаточно использует развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Забывают про тематические выставки в книжных уголках, и о сменяемости материала.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
Организация и планирование работы по развитию речи осуществляется по «Программе развития речи дошкольников» (О. С. Ушакова). Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Для закрепления полученных знаний на занятиях, в свободной деятельности воспитатели планируют беседы, наблюдения в уголке природы, на прогулке, деятельность в книжном уголке
отражая в целях работу по речевому развитию дошкольников (установление причинно-следственных связей, формирование умений делать элементарные выводы). Также планируются игры по развитию связной речи, по формированию грамматического строя речи, лексические упражнения. В планах по работе с семьями воспитанников запланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке. Но хочется отметить, что не все педагоги указывают задачи речевого развития.
Мало планируется работы по загадыванию загадок, в группах старшего дошкольного возраста недостаточно уделяется внимания сюжетно-ролевым играм, в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются не развитым сюжетом. В основном это игры на один день. Мало планируется игр нового поколения. Бессистемно планируются развлечения по развитию речевых способностей, организации выставок. Не все педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, театрализованные игры. Не достаточно внимания уделяется индивидуальной работе с детьми.
Взаимодействие с родителями. Работа с родителями по данной проблеме ведется через родительские уголки, информационные стенды, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные консультации и беседы.
На информационных стендах размещены памятки и рекомендации для родителей с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и эстетически оформленной информацией. Например, «Простые игры для развития связной речи», «Творческие задания для родителей», «Особенности речевого развития детей 3-4 лет», «Книга для развития связной речи дошкольников». Однако, педагогам следует проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.
Таким образом, на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:
1. Речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований.
2. Планирование занятий осуществляется целенаправленно, систематически, с усложнением программного материала и в соответствии с возрастом детей.
3. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми. Не всегда прослеживается взаимосвязь занятий с планированием совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельностью детей.
4. В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы, работа в книжных уголках, но не всегда учитываются современные требования к организации предметно-развивающей среды.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех возрастных групп необходимо организовывать индивидуальную работу не только с детьми, имеющими низкий уровень развития связной речи, но и с детьми, показывающими высокие результаты.
2. Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению.
3. Активнее использовать наглядные методы и методы, активизирующие мышление дошкольников.
4. При планировании воспитательно-образовательной работы использовать словесные игры и упражнения для речевого развития дошкольников, в повседневном общении с детьми использовать больше пословиц и поговорок, образных выражений и сравнений.
5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, викторины, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).
6. Всем педагогам обращать внимание на развитие связной речи детей во время режимных моментов и во время отдыха: на прогулке, в раздевальной комнате, в трудовой деятельности.
7. Требуется наполнение и обновление игрового и демонстрационного материала (книжный уголок, уголок театрализованной деятельности, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).
8. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно